→ Диссонанс между. Когнитивный диссонанс в психологии - причины и симптомы

Диссонанс между. Когнитивный диссонанс в психологии - причины и симптомы

Когнитивный диссонанс: как распознать проблему и справиться с ней Гармоничное восприятие окружающего мира и собственной личности считается неотъемлемым качеством счастливого человека. Одной из распространенных психологических проблем является возникновение когнитивного диссонанса, что сопровождается выраженным моральным и эмоциональным дискомфортом. Этот термин был представлен миру Фрицом Хайдером в 1944 году, а в дальнейшем Леоном Фестингером была разработана теория, объясняющая причины и механизм возникновения диссонанса.

Когнитивный диссонанс возникает вследствие наличия у человека нескольких противоречивых когниций. Под когнициями следует понимать любые идеи, знания, умозаключения, моральные ценности и даже эмоциональные реакции на происходящее вокруг. При появлении противоречивых когнитивных элементов человек испытывает сильный психологический дискомфорт и на подсознательном уровне ищет пути решения этой проблемы.

Когнитивный диссонанс: причины возникновения

Причины когнитивного диссонанса лучше всего объясняет предложенная Леоном Фестингером в 1957 году одноименная теория. Чтобы лучше понять значение термина «когнитивный диссонанс» следует знать, что диссонанс – это нарушение гармонии, возникновение противоречий в определенной слаженной структуре, в данном случае – когнитивной, то есть связанной с процессами познания.

Выделяют несколько основных причин возникновения когнитивного диссонанса, к которым относятся:

  • Логическое несоответствие между определенным процессом или явлением со знаниями и представлениями о нем;
  • Несовпадение индивидуального мнения человека с мнениями большинства окружающих его людей;
  • Несовпадение ранее приобретенного опыта и повторившейся ситуации;
  • Следование культурным обычаям или традиционно сложившейся модели поведения вопреки собственному мнению о них;

Впервые возникшее или продолжающее на протяжении некоторого времени внутреннее противоречие – вот что значит когнитивный диссонанс для простого человека. С когнитивным диссонансом в той или иной степени хотя бы раз на протяжении жизни сталкивался каждый человек, и реакция на возникновение этого состояния может быть самой разной. Однако общим для всех является поиск оправдания противоречия и несоответствия для того, чтобы вернуть баланс в систему своих знаний и убеждений.

Кроме выделения основных причин когнитивного диссонанса в своей теории Фестингер сформулировал две основные гипотезы того, как человек может действовать, чтобы устранить возникший психологический дискомфорт. Согласно первой гипотезе человек направит свои силы на полное устранение или снижение несоответствия между когнициями. Он будет искать дополнительную информацию, подтверждающую его правоту или опровергающую новую информацию. Вторая гипотеза предполагает избегание человеком ситуаций, усиливающих когнитивный диссонанс, и даже собственных воспоминаний и мыслей о нем.

Если поинтересоваться у человека, что значил когнитивный диссонанс для него и с какими эмоциями он его ассоциировал, то большинство людей вспомнит о неловкости и снижении уверенности в себе. Такое состояние в целом негативно отражается не только на состоянии психоэмоциональной сферы, но по истечению времени может привести к развитию серьезных проблем со здоровьем. Поэтому при когнитивном диссонансе у человека срабатывают защитные механизмы, которые заключаются в оправдании своих мыслей и поступков или в их полном игнорировании.

Когнитивный диссонанс может быть обусловлен недостаточно внимательным восприятием окружающего мира, неумением выявить причинно-следственные связи в той или иной ситуации, незнанием каких-либо вопросов. Все эти проблемы решаются тренировками на ресурсе BrainApps, где сосредоточено большое количество игр и полезных статей для совершенствования личности.

Когнитивный диссонанс: примеры

Чтобы лучше понять, что такое когнитивный диссонанс, примеры из жизни подходят больше всего. Человек может столкнуться с когнитивным диссонансом в любом возрасте, но не каждый может распознать это неприятное явление. Одним из самых простых и понятных примеров являются курящие или злоупотребляющие алкоголем люди. Информация о вреде сигарет и спиртных напитков поступает к человеку буквально на каждом шагу, однако он не спешит менять свои привычки.

Злостный курильщик или любитель алкоголя при когнитивном диссонансе может оправдывать себя сложными жизненными обстоятельствами, необходимостью релаксации и отстранения от повседневных проблем, однако, несмотря на все это, он прекрасно знает, что наносит непоправимый вред своему здоровью. В последующем он может начать изучить информацию, которая подтвердит, что никотин или алкоголь – не такие уж и опасные вещества, а в некоторых случаях даже полезны. Также, скорее всего, он начнет избегать любых разговоров о своих вредных привычках и негативно реагировать на любые попытки напомнить о вреде для его здоровья. Именно такая ситуация ярко иллюстрирует когнитивный диссонанс и естественную реакцию на него человека.

В случае с курением или алкоголем когнитивный диссонанс очень выражен из-за психологической и физической зависимости от наркотических веществ. Однако проблема может появиться вследствие и других жизненных обстоятельств. Очень часто с когнитивным диссонансом сталкиваются при необходимости сделать конкретный выбор. Также общение и взаимодействие с другими людьми вызывает когнитивный диссонанс, обычно примеры такого диссонанса может привести любой человек из своего собственного жизненного опыта.

Например, у вас попросил в долг знакомый, который славится своим небрежным отношением к деньгам и пристрастием к азартным играм. Вы прекрасно знаете, что у него большие финансовые трудности, и он уже несколько раз не отдавал долг вам и другим людям. Однако вы одалживаете ему определенную сумму денег и начинаете испытывать сильный психологический дискомфорт из-за когнитивного диссонанса, ведь приобретенный ранее опыт и информация указывают на то, что вы приняли неверное решение. Чтобы заглушить возникший когнитивный диссонанс вы можете начать оправдывать сой поступок верой в лучшее, жалостью или щедростью, а также попытаетесь избегать разговоров об этой ситуации с семьей и друзьями.

Еще одним ярким примером когнитивного диссонанса можно назвать популярный эксперимент, иллюстрирующий влияние общественного мнения на человека. Из группы заранее выбирают одного участника и показывают ему, например, красный предмет. Потом спрашивают, какого цвета этот предмет у выбранного участника и у остальных представителей группы. Большинство, следуя предварительной договоренности, настаивают на том, что показанный предмет синего цвета. Если человек, который собственными глазами видел красный цвет, согласится с мнением большинства, то он испытает сильный когнитивный диссонанс и будет чувствовать себя морально и психологически плохо.

Разобрав понятия когнитивного диссонанса на обычных, бытовых примерах, легче проанализировать свое поведение и поведение других людей, а также выбрать правильную тактику дальнейших действий. Каждый человек в большинстве случаев может справиться с этой проблемой, если признает ее существование. Поэтому если вы заподозрили у себя когнитивный диссонанс, примеры из жизни других людей или прошлого опыта помогут быстрее избавиться от неприятных ощущений и обрести внутреннюю гармонию.

Как справиться с когнитивным диссонансом

Возникновение когнитивного диссонанса не следует воспринимать как нечто ужасное и непоправимое. Каждый человек имеет право на ошибочные суждения и поступки, а информация, поступающая извне, не всегда является абсолютно верной. Поэтому если вы столкнулись с проблемой когнитивного диссонанса лучше выбрать одну из следующих тактик поведения:

  1. Рассмотреть ситуацию с другой точки зрения. Эта тактика подходит для излишне самоуверенных людей, которые с трудом могут смириться с собственной неправотой. Очень важно признать возможность ошибки или заблуждения со своей стороны, и в таком случае когнитивный диссонанс исчезает сам по себе. Например, негативные последствия вашего поступка объясняются допущенной вами ошибкой. В таком случае ситуация является логичной и психологический дискомфорт значительно снижается;
  2. Изменить модель поведения. Это необходимо, если вы точно знаете, что своими поступками или бездействием вредите себе или своим близким. Например, женщина уже длительное время мучается от головной боли и бессонницы и знает, какие последствия могут быть при игнорировании проблемы, но постоянно откладывает визит к врачу из-за страха или отсутствия свободного времени. В этой ситуации к симптомам болезни добавляются признаки когнитивного диссонанса и общее состояние женщины только ухудшается. Как только она посетит доктора, исчезнет психологический дискомфорт, ведь она поступила так, как считала правильным;
  3. Не зацикливаться на прошлом. Если в прошлом вы совершили какой-либо поступок, который шел вразрез с вашими собственными убеждениями и принципами, то не следует постоянно воскрешать это событие в памяти. Расценивайте последствия когнитивного диссонанса как опыт и старайтесь больше не совершать ту же ошибку;

Также желательно предотвращать возникновение когнитивного диссонанса. Для этого следует стараться поступать в соответствии с полученным ранее опытом и знаниями и не отступать от своих убеждений и идей. Однако зацикленность на собственной правоте также не поможет, всегда нужно быть готовым пересмотреть или дополнить уже имеющиеся у вас сведения о каком-либо явлении или ситуации. Не нужно категорически не принимать мнение или поступки других людей, всегда старайтесь раздобыть больше информации о разных точках зрения.

Наличие когнитивного диссонанса часто подразумевает попадание в неординарную и, на первый взгляд, безвыходную ситуацию. В таком случае необходимо быстро проанализировать проблему и найти абсолютно новое решение. Это позволит не зацикливаться на явлении диссонанса и успешно справиться с ним. Ускорение мышления и его креативность являются ключевыми факторами в подобной ситуации, а развить их помогут игры на сайте BrainApps.

Когнитивный диссонанс не всегда является абсолютно негативным фактором. Иногда именно благодаря возникновению когнитивного диссонанса личность получает мощный стимул к развитию, работе над собой и самосовершенствованию. В повседневной жизни избежать появления противоречивых чувств, поступков и знаний практически невозможно, однако всегда можно найти способ рассмотреть ситуацию с разных ракурсов и восстановить гармонию.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Диссонанс и консонанс
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Нерелœевантные отношения

Два элемента могут просто не иметь ничего общего ^Хцу собой. Иными словами, при таких обстоятель-‣‣‣^гвах, когда один когнитивный элемент нигде не пере-

секается с другим элементом, эти два элемента являют­ся нейтральными, или нерелœевантными,по отношению друг к другу.

К примеру, давайте представим себе человека, ко­торый знает, что письмо из Нью-Йорка в Париж, от­правленное с регулярной морской почтой, может идти 2 недели и что сухой, горячий июль очень хорош для получения богатого урожая зерна в штате Айова. Эти два элемента знания не имеют ничего общего между собой, т. е. они нерелœевантны по отношению друг к другу. Конечно, о подобных нерелœевантных отноше­ниях трудно сказать что-либо определœенное, за исклю­чением того, что они существуют. В центре нашего внимания будут находиться только те пары элементов, между которыми возникают отношения консонанса или диссонанса.

Во многих случаях, однако, очень трудно решить, являются ли два элемента нерелœевантными. Зачастую это просто невозможно определить, не принимая во внима­ние знаний данного индивида. Иногда может случиться так, что вследствие характера актуального поведения данного человека ранее нерелœевантные элементы могут стать релœевантными по отношению друг к другу. Это могло бы произойти даже в вышеупомянутом примере. В случае если человек, живущий в Париже, торговал бы зерном в Соединœенных Штатах, он, безусловно, захотел бы узнать прогноз погоды в штате Айова, хотя информа­ция о сроках доставки почты из Нью-Йорка в Париж всœе же останется для него незначимой.

Прежде чем мы перейдем к определœению и обсуж­дению отношений консонанса и диссонанса, которые существуют между релœевантными элементами, полезно было бы подчеркнуть еще раз специальный характер тех когнитивных элементов, которые имеют отноше­ние к поведению индивида. Такой ʼʼповеденческийʼʼ

когнитивный элемент, будучи релœевантным к каждому из двух нерелœевантных когнитивных элементов, может делать их фактически релœевантными по отношению друг к другу.

Релœевантные отношения:

К этому моменту читатель, вероятно, уже составил себе представление о характере явления диссонанса. Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, в случае если по какой-либо причинœе они не соответствуют один другому.

Сейчас мы можем перейти к тому, чтобы сделать попытку более формального концептуального опреде­ления.

Давайте рассмотрим два элемента͵ которые сущест­вуют в знании человека и релœевантны по отношению Друг к другу. Теория диссонанса игнорирует сущест­вование всœех других когнитивных элементов, которые являются релœевантными к любому из двух анализируе­мых элементов, и рассматривает только эти два эле­мента отдельно. Два элемента͵ взятые по отдельности, находятся в диссонантном отношении, в случае если отрицание одного элемента следует из другого. Можно сказать, что X и Y находятся в диссонантном отношении, в случае если не X следует из Y. Так, к примеру, в случае если человек знает, что в его окружении находятся только друзья, но тем не менее испытывает опасения или неуверенность, это означает, что между этими двумя когнитивными эле­ментами существует диссонантное отношение. Или другой пример: человек, имея крупные долги, приоб­ретает новый автомобиль; в данном случае соответствую­щие когнитивные элементы будут диссонантными по

отношению друг к Другу. Диссонанс может существо­вать вследствие приобретенного опыта или ожиданий, либо по причинœе того, что считается приличествую­щим или принятым, либо по любой из множества дру­гих причин.

Побуждения и желания также бывают фактора­ми, определяющими, являются ли два элемента диссо-нантными или нет. К примеру, человек, играя на день­ги в карты, может продолжать играть и проигрывать, зная, что его партнеры являются профессиональными игроками. Это последнее знание было бы диссонант-ным с осознанием его собственного поведения, а имен­но того, что он продолжает играть. Но для того чтобы в данном примере определить эти элементы как диссо-нантные, крайне важно принять с достаточной степенью вероятности, что данный индивид стремится выиграть. В случае если же по некоей странной причинœе данный человек хо­чет проиграть, то это отношение было бы консонант­ным.

Приведу ряд примеров, где диссонанс между двумя когнитивными элементами возникает по разным при­чинам.

1. Диссонанс может возникнуть по причинœе ло­гической несовместимости. В случае если индивид полага­ет, что в ближайшем будущем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, при­годный для этой цели, то эти два знания являются диссонантными по отношению друг к другу. Отри­цание содержания одного элемента следует из со­держания другого элемента на основании элемен­тарной логики.

2. Диссонанс может возникнуть по причинœе культурных обычаев. В случае если человек на официаль­ном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по

отношению к знанию, определяющему правила формального этикета во время официального бан­кета. Диссонанс возникает по той простой причи­не, что именно данная культура определяет, что при­лично, а что нет. В другой культуре эти два эле­мента могут и не быть диссонантными.

3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более об­щего мнения. Так, в случае если человек - демократ, но на данных президентских выборах голосует за рес­публиканского кандидата͵ когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мнений, яв­ляются диссонантными по отношению друг к дру­гу, потому что фраза ʼʼбыть демократомʼʼ включа­ет в себя, по определœению, крайне важно сть поддер­жания кандидатов демократической партии.

4. Диссонанс может возникать на базе про­шлого опыта. В случае если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из про­шлого опыта͵ что нельзя остаться сухим, стоя под дождем. В случае если бы можно было представить себе человека, который никогда не попадал под дождь, то указанные знания, не были бы диссонантными.

Этих примеров достаточно для того, чтобы проил­люстрировать, как концептуальное определœение дис­сонанса может использоваться эмпирически, чтобы ре­шить, являются ли два когнитивных элемента диссо­нантными или консонантными. Конечно, ясно, что в любой из этих ситуаций могут существовать другие эле­менты знания, которые бывают в консонантном отношении с любым из двух элементов в рассматрива­емой паре. Тем не менее отношение между двумя эле­ментами является диссонантным, если, игнорируя всœе остальные элементы, одиниз элементов пары ведет к отрицанию значения другого.

Определœение отношений консонанса и нерелœевант­ности следует из определœения отношений диссонанса. В случае если в паре элементов один из них приводит к под­тверждению значения другого элемента͵ то отношение между ними является консонантным. В случае если ни отрица­ние, ни подтверждение значения второго элемента пары не следует из первого элемента͵ то отношение между ними является нерелœевантным.

Концептуальные определœения диссонанса и консо­нанса не предоставляют, однако, достаточного базиса для создания валидного инструмента для измерения степени диссонанса. В случае если мы стремимся к тому, чтобы подтвер­дить теорию диссонанса эмпирическими данными, необ­ходимо прежде всœего обеспечить безошибочную иденти­фикацию явлений диссонанса и консонанса. Безнадежно пытаться получить полный список всœех когнитивных эле­ментов, и, даже если такой перечень был бы доступен, в некоторых случаях будет трудно или просто невозможно определить априори, какой из трех возможных типов связей имеет место в данном конкретном случае. Гораз­до чаще, однако, априорное определœение диссонанса яв­ляется ясным и четким. (Не забудем также, что два ког­нитивных элемента бывают диссонантными для чело­века, живущего в одной культурной среде, но не для человека, живущего в другой, или же для человека с одним прошлым опытом, но не для человека с опытом иным.) Мы вернемся к рассмотрению этой серьезной про­блемы измерения более подробно в тех главах, где будут обсуждаться эмпирические данные.

Диссонанс и консонанс - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Диссонанс и консонанс" 2017, 2018.

Проблемы и решения:

В этом институте уголовного закона (за исключением ст. 267 УК) говориться о нарушении специальных правил на транспорте - движения и эксплуатации, ремонта и выпуска, а также строительства применительно к магистральным трубопроводам. Грамматическое толкование признаков преступного деяния состава преступления, предусмотренного ст. 263 УК, позволяет сделать вывод о наличии логического диссонанса между сущностью признаков преступного явления и ее текстуальным выражением. Движение и эксплуатация железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного видов транспорта, а также метрополитена поставлены в законе во взаимозависимое положение союзом «и». Буквально из этого следует, что совершение данного преступления по законодательной логике возможно только при наличии обоих видов нарушений. Однако, техническая, правоприменительная и судебная практика свидетельствуют об обратном. Причинение преступных последствий возможно как в результате нарушения правил безопасности движения на данных видах транспорта, так и нарушения правил их эксплуатации. Движение и эксплуатация - несколько разные сферы извлечения полезных свойств источника повышенной опасности. Они имеют, как правило, неодинаковую правовую природу и нормативное регулирование. Нарушение правил безопасности движения этих видов транспорта может представлять такую же опасность, как и нарушение правил их эксплуатации. Кроме того, законодатель в ст.ст. 264 и 268 УК, где речь ведется о нарушении аналогичных правил, указал между признаками преступного поведения союз «или», тем самым, показав их самостоятельное уголовно-правовое значение. Практика не лишена примеров, когда ущерб отношениям транспортной безопасности причинялся в результате нарушения обоих видов правил. Таким образом, является очевидной необходимость замены союза «и» на одновременное указание как союза «и», так и «или» между признаками преступного поведения, указанного в диспозиции ст. 263 УК.

Поэтому мы считаем, что недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; разрушение, повреждение, приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние технических систем транспорта и блокирование транспортных коммуникаций как самостоятельные формы преступного поведения, необходимо закрепить в законе раздельно друг от друга, придав им самостоятельное уголовно-правовое выражение.

Верное лексическое отражение признаков преступного поведения в уголовном законе является залогом успеха в нормотворчестве. Как правоприменитель, так и потерпевший становятся «застрахованными» от неблагоприятных последствий расхождения сути общественно опасного явления и ее законодательного выражения.

Четкое обрамление признаков уголовно-правовой нормы в Уголовном кодексе стабилизирует законодательство, облегчает правоприменение и сужает возможные отрицательные аспекты уголовно-правового и криминологического прогнозирования.

Максимально доступное определение признаков состава преступления облегчает процесс квалификации преступлений и обеспечивает меньшее приложение усилий к познанию сути уголовно-правого запрета.

Язык статьи:

Транспорт

Уголовное право

Описание статьи / тезисов

Публикуются:

Тип статьи / тезисов:

Теоретическая

Article name /Название статьи (анг.):

Some aspects of the improvement of criminal responsibility for traffic crimes

Аннотация:

В работе рассматриваются некоторые вопросы совершенствования уголовного законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, обусловленные логическим диссонансом между сущностью общественной вредности некоторых транспортных правонарушений и их текстуальным выражением в уголовном законодательстве. Автор предлагает ряд выводов по повышению эффективности уголовно-правовых запретов.

Annotation/ Аннотация (анг.):

In this paper examines some issues of improving criminal law in the area of traffic safety and operation of transport that caused by the logical dissonance between the essence of the social harm of some traffic crimes and their textual expression in the criminal legislation. The author offers some conclusions on the improve the efficiency of criminal law prohibitions.

Статус статьи/тезисов:

Публикуется впервые

Журнал

Название журнала:

Правовые технологии

2011

Сборник

2011

Необходимо обратить внимание законодателя также на то, что закрепление в одной диспозиции закона (например, в ст.ст.266 и 267 УК) нескольких самостоятельных составов преступления отрицательно сказывается на выяснении действительной картины состояния преступности, не способствует выявлению ее действительных тенденций.Это влечет за собой перверсионную латентность.Между тем, очевидно, что в процессе законотворчества необходимо стремиться к тому, чтобы диссонанс между уголовным правом и криминологическим знанием был минимальным.

Предупреждение преступлений является той задачей, которую можно решать, прикладывая все усилия, как физические, так и нормотворческие.

Поэтому мы считаем, что недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; разрушение, повреждение, приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние технических систем транспорта и блокирование транспортных коммуникаций как самостоятельные формы преступного поведения, необходимо закрепить в законе раздельно друг от друга, придав им самостоятельное уголовно-правовое выражение.

Верное лексическое отражение признаков преступного поведения в уголовном законе является залогом успеха в нормотворчестве.Как правоприменитель, так и потерпевший становятся «застрахованными» от неблагоприятных последствий расхождения сути общественно опасного явления и ее законодательного выражения.

Четкое обрамление признаков уголовно-правовой нормы в Уголовном кодексе стабилизирует законодательство, облегчает правоприменение и сужает возможные отрицательные аспекты уголовно-правового и криминологического прогнозирования.

Максимально доступное определение признаков состава преступления облегчает процесс квалификации преступлений и обеспечивает меньшее приложение усилий к познанию сути уголовно-правого запрета.

Проект "Ребенок"

– Именно то, что естественно, – заметил Бол-Кунац, –
менее всего подобает человеку
Виктор ощутил какой-то холод внутри… Словно в лицо ему
расхохоталась кошка.
– Сколько тебе лет? – спросил он.
– Четырнадцать, – рассеянно ответил Бол-Кунац.

АиБ. «Гадкие лебеди»

«Логический диссонанс» у школьника означает, что одну и ту же ситуацию он видит с разных сторон: с точки зрения «личного мировоззрения» и «персонального мифа». Предназначение этих моделей различно, и поначалу это снимает остроту диссонанса; но лишь поначалу. Начиная со среднего школьного возраста (11-13 лет по Д.Б. Эльконину) у ребенка нарастает дискомфорт, который Л. Фестингер некорректно окрестил «когнитивным диссонансом»: конфликт между поведением и личной установкой. Ну, это когда вы вдруг обнаруживаете, что поступили вопреки своим принципам; вы ведь испытываете дискомфорт, правда? И как же вы его снимаете? «Измените установку», – советует Фестингер. (Дальше следует долгая пауза, в течение которой автор выбирает выражения. Ну, скажем, так…) Это невозможно. До тех пор, пока человек не впадает в маразм, его развитие – улица с односторонним движением, «анизотропное шоссе». Нельзя взять ластик, стереть прежнюю установку и записать новую. Можно уточнить, заблокировать, компенсировать… Изменить – нельзя. «Когнитивный диссонанс» (по Фестингеру) вызывают не те поступки, которые уточняют наши установки, а те, которые им противоречат. Практически это означает существование двух установок, из которых осознается только одна – первоначально. Снятие диссонанса по Фестингеру (вернее, по Дарилу Брему, который исследовал этот путь «самовосприятия»)– это в точности семантическое оформление, осмысление второй, «поведенческой установки», которая заблокирует «установку личности» (т.н. «смысловую»).
Складывается впечатление, что категория «воли» осталась вовсе неизвестной Л. Фестингеру; вероятно, он изучал психологию тряпок. Как иначе объяснить, что ему не пришел в голову альтернативный выход из «когнитивного диссонанса»: изменить поведение. В этом, собственно, и состоит механизм «сублимации». В широком смысле, это снятие «диссонанса Фестингера» поступком. «Подумай над своим поведением», – говорит мама ребенку. И тот действительно думает. И изменяет поведение… если ему хватает слов для думания. (Теми же, семантическими средствами достигается логический ассонанс и в Игре. Скрепленные логикой слов, «установки личности» и поведенческие установки дополняют в этом единстве «базис личности».) Не будем забывать, что латентный Возраст имеет духовную направленность; и рецептом Фестингера пользуются, в основном, взрослые; да и то – в условиях «слабости и неопределенности установок».

Но дети взрослеют раньше, чем это кажется по внешним признакам. И недаром так распространено инфантильное заблуждение, что «совесть формируется в возрасте 10-12 лет». Оно означает, что в этом возрасте человек («Я») начинает воспринимать императивы Дао как что-то внешнее. Это и есть первичная (если не считать виктима) подростковая форма «когнитивного диссонанса» по Фестингеру. Сначала этот дискомфорт имеет постериорный характер («угрызения совести»), а по мере кристаллизации личного мировоззрения – и априорный, директивный характер («веления совести»). Не только совести. Просто другие перцептивные функции Дао хуже рефлектируются на сознательном уровне: мы слабо различаем «угрызения» и «веления» вкуса, «угрызения» и «веления» интуиции. И реже им следуем.

В самом простом виде, различимом на уровне нейросхем, сублимация проявляет себя с начала латентного Возраста в «конкретных операциях» интеллекта – как рефлекторная реакция «гибкости ума» на актуальный диссонанс. Травматический характер виктимного опыта обусловлен тем, что у дошкольника нет выбора: механизмы сублимации еще не формируются; и снимается диссонанс по Фестингеру – образованием аберративных установок. Нормальным и типичным для дошкольного возраста является диссонанс, вызванный событиями, в которых ребенок не участвует, наблюдает их со стороны. Нормальность такого «диссонанса восприятия» в том, что он не приводит к формированию рефлексов: проблемная информация просто «не замечается» ребенком, не доходит до его сознания, оставаясь заблокированной «защитными механизмами». Эту информацию мы и назвали – осторожно и обтекаемо – «эмоциональными проблемами». «Наглядно-действенно» мыслящий ребенок воспринимает проблему как побуждение к действию – и это при дефиците необходимых навыков и зависимом формировании стратегий. «Защитные механизмы» просто необходимы в этих условиях как единственное средство снятия диссонанса восприятия.
Это хорошо иллюстрируется печальным примером т.н. «сверхвозбудимых детей», у которых развитие «защитных механизмов» заторможено; вероятно, на гормональном или другом соматическом уровне (ясности в этом вопросе нет). Это болезнь – или почти болезнь. Они пытаются снять любой диссонанс действием – т.е., формированием «первичного процесса», естественно, в режиме случайных связей. И естественно, подкрепления исключительно редки. Любой «виктимный опыт» травматичен сам по себе; к тому же, он как правило приводит к конфликтам из-за неадекватной реакции воспитателей. Впоследствии, в кризисе семи лет, этот опыт существенно сказывается на базальном внимании («волевой рефлексии») со всеми вытекающими для латентного Возраста последствиями.

То, что описал Фестингер, на самом деле заслуживает названия «конитивного диссонанса», поскольку вызвано поступком. Настоящий когнитивный диссонанс – диссонанс восприятия – возникает, когда мы наблюдает (обращаем внимание на) то, что нам не нравится. Поначалу мы не понимаем, почему. Ну вот не нравится, и все – фальшь какая-то. «Неправильно», – говорит дошкольник… И только потом «волевая рефлексия» выводит проблему на сознательный уровень. Именно поэтому…

Подростку («Сверх-Я») не нравится то, что он делает. Ну вот не нравится – и все, откуда он знает, почему. Фальшь какая-то. Да, да, да. Он знает– это правильно, он знает, что так надо, да знает он! И под истерические вопли воспитателей «Почему-почему-почему-почему!» подросток пытается осмыслить и выдать им. Ответ. В лучшем случае это оказывается отмазка, которая быстро закрепляется в качестве установки поведения. Искренний ответ от души вот так вот, на ходу, на коленке, в предсознательном режиме не соорудить. Жемчужине надо время, чтобы созреть. И если уж вам так неймется, спровоцируйте разговор по душам – жемчужница приоткроется на мгновение. Ваш ребенок сообщит то, что успел действительно осмыслить – немногое, по взрослым понятиям. Но оставьте при себе ваши разумные советы, ваши расхожие истины – это информация по другому адресу.

…Наиболее типичным «конитивным» дискомфортом является «актуальный диссонанс»: противоречие между ожидаемыми и действительными последствиями наших действий, которое приводит к осмыслению этих действий. Напротив, «диссонанс восприятия побуждает нас к активным действиям. Это две стороны одного явления: реакции на категорический диссонанс между действительным и должным (ожидаемым, желаемым). Как нет четкой границы между осмыслением и деятельностью, так нет четкой границы между их причинами. Это хорошо прослеживается на примере «диссонанса Фестингера», который может приводить и к осмыслению, и к сублимативному действию; а в общем случае приводит и к тому, и к другому параллельно. Любая человеческая деятельность – психическая или практическая – есть следствие категорического диссонанса, который человек испытывает постоянно; это наиболее общая форма побуждения, образующая живую ткань бытия. Категорический диссонанс – статус человеческого разума. Человек мыслит и действует только потому, что постоянно ощущает дискомфорт – разный по форме и силе, но всегда одинаковый по сути: он порожден конфликтом между должным и действительным, материей и идеей, теорией и практикой, телом и душой (что бы ни значило это слово). В значительной мере этот конфликт недоступен рассудку и скорее ощущается, чем осознается. О его категоричности можно составить представление разве что в специальных обиталищах для людей, повстречавших немыслимое, повстречавших в жизни то, чего не должно быть. Им в лицо рассмеялась кошка – и «защитные механизмы» отказали.

Никакие «защитные механизмы» не способны разрешить онтологическое противоречие между должным и сущим, это функция разума в целом, разума вообще (не только индивидуального, не обязательно человеческого). Асимптотическая свобода, к которой стремится Монада в кризисе идентичности, – это не просто свобода двух сигнальных систем друг от друга, не просто избавление поведения от моральных норм, а автономной морали – от уз конвенции. Разум в своем развитии собирает все императивы духовности в Супер-Эго, а императивы действительности – в Эго; и таким образом сводит онтологическое противоречие бытия к противоречию между ними. На самом деле это не разрыв дистанции, а ее сокращение – до одного шага. Но выход духовных установок в область действительного поступка – еще не решение задачи разума.
Недостаточно совершить невозможное, надо еще осознать немыслимое.

Каждый человек хоть раз в жизни переживал странное чувство, когда новая информация не соответствует представлению и знаниям о ней, полученным раннее. Такому состоянию в 1944 году Фриц Хайдер первым дал определение – когнитивный диссонанс, а Леон Фестингер в 1957 году разработал его теорию.

Когнитивный диссонанс - что это?

Изучив основные принципы теории, психологи пришли к выводу, что когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который вызван несоответствием между имеющимися понятиями, представлениями и поступающей новой информацией. К частым приводят такие мотивы и аспекты несоответствия:

  • религиозные;
  • моральные;
  • ценностные;
  • эмоциональные.

Когнитивный диссонанс - психология

У каждого индивида за определенный отрезок времени накапливается некоторый опыт. Однако преодолевая временные интервалы, он вынужден функционировать согласно существующим обстоятельствам, которые не стыкуются с полученными ранее знаниями. Это вызывает внутренний психологический дискомфорт, для послабления которого нужно найти компромисс. Когнитивный диссонанс в психологии – это значит попробовать объяснить причину поступка человека, его действия в многообразии жизненных ситуаций.

Причины когнитивного диссонанса

Явление когнитивного диссонанса может появиться по нескольким причинам. К распространенным провоцирующим факторам психологи относят следующие:

  • Несоответствие понятий и идей, на которых основывается то или иное принимаемое решение.
  • Разные жизненные убеждения по сравнению с нормами, принятыми в обществе или в определенном коллективе.
  • Бунтарский дух противоречия, который вызван нежеланием подчиняться этическим и культурным общественным нормам, особенно, если они идут вразрез с законодательной базой.
  • Несоответствие данным, которые получены в итоге какого-либо опыта, условий или ситуации.

Когнитивный диссонанс - симптомы

Состояние когнитивного диссонанса может проявляться по-разному. У большинства первые сигналы появляются в трудовом процессе. Затруднена мозговая деятельность, а ситуации, требующие анализа, могут выйти из-под контроля. Новая информация воспринимается с большим трудом, и сделать вывод – проблема. На поздних стадиях может нарушаться речевая функция, при этом человеку становится трудно сформулировать мысль, подобрать правильные слова и просто их произнести.

Когнитивный диссонанс подвергает основному удару память. Первыми стираются события, происходящие недавно. Следующим тревожным сигналом становится исчезновение воспоминаний из юношеских и детских лет. Менее распространенный, однако, его нужно учитывать – отсутствие способности . Человеку становится трудно уловить суть разговора, постоянно просит повторить некоторые предложения или отдельные фразы. Все это симптомы свидетельствуют о необходимости консультации с невропатологом.

Когнитивный диссонанс - виды

Многие психологи считают, что эмоция – это не психическое состояние, а ответ человеческого организма на определенную ситуацию. Существует теория, по которой когнитивно-эмоциональный диссонанс определяется как состояние с отрицательными эмоциями, возникающее при получении психологически противоречивых сведений. Изменить ситуацию поможет ситуация, при которой появятся ожидаемые результаты.

Когнитивный диссонанс - лечение

Когнитивный диссонанс личности напрямую связан с причинами возникновения нарушения. Терапия должна быть направлена на коррекцию и устранение патологических состояний в работе мозга. Для лечения основного заболевания, улучшения и восстановления когнитивных функций специалисты назначают целый ряд лекарственных средств, обладающих нейропротекторными свойствами. Это помогает предупредить когнитивные нарушения в дальнейшем.


Когнитивный диссонанс - книги

Считается, что книга – это лучший источник знаний. Выпущено множество трудов, в которых описано понятие когнитивный диссонанс внутриличностный конфликт и дисгармония (в переводе с латыни). В различных источниках приведены виды психических состояний, причины появления и способы борьбы с некоторыми из них. К основным изданиям психологи относят:

  1. «Теория когнитивного диссонанса» Леон Фестингер. Книга значительным образом повлияла на развитие социальной психологии в мире. В ней подробно проанализировано и описано несколько ключевых вопросов. Например, понятие когнитивного диссонанса и его теория, особенность социальных и психологических явлений, приемы и техники психологического влияния.
  2. «Психология влияния» Роберт Чалдини. Большинство отечественных и западных психологов признали пособие лучшим по вопросам конфликтологии, социальной психологии и менеджмента.
  3. «Когнитивный диссонанс» Алина Марчик. Все должно быть гармонично (чувства, эмоции, убеждения) в противном случае человеку гарантирован дискомфорт, от которого он избавляется разными путями. Новый боевик с элементами детектива оценят любители загадок и ребусов – он пропитан историями и приключениями. Автор дала загадку, на которую может быть столько ответов, сколько человек читают книгу. А как поступили главные герои?

 

 

Это интересно: