→ Этика и деонтология в работе медицинской сестры хирургического профиля. Деонтология Деонтология медперсонала

Этика и деонтология в работе медицинской сестры хирургического профиля. Деонтология Деонтология медперсонала

При современном развитии медицины от медицинской сестры требуется не только высокий профессионализм в работе, но и чуткость, внимательность и сердечность в общении со своими пациентами и коллегами по работе.

Персонал лечебных учреждений обязан соблюдать нормы и правила медицинской этики. Речь идет не только про общечеловеческую мораль, но и о нормах, оформленных в виде документа. Так, для младшего медицинского персонала существует . В свою очередь, сестринская этика является всего лишь составляющей частью биоэтики. Смысл биоэтики заключается в необходимости соблюдения гуманистических принципов в каждой из сфер медицинской деятельности.

Главные постулаты этики сестринского дела и деонтологии известны довольно давно. Их изложила английская сестра милосердия и по совместительству активистка Флоренс Найтингейл.

Записанные принципы стали основой клятвы Флоренс Найтингейл:

  • гуманность по отношению к своему пациенту;
  • сострадание к его проблемам;
  • доброжелательность в любых ситуациях;
  • бескорыстие в своей работе;
  • трудолюбие;
  • учтивость и т. д.

Что такое медицинская этика

Медицинская этика – это комплекс моральных норм, которые должен соблюдать каждый медицинский работник в своей деятельности.

Она тесно переплетается с деонтологией, наукой, занимающейся проблемами нравственности и морали.

Что такое медицинская деонтология

Медицинская деонтология определяет те нормы, согласно которым должны взаимодействовать работник лечебного учреждения и его пациент. «Отцом» самого термина является И. Бентам, английский философ начала 19 века. Под деонтологией он понимал науку о нормах поведения любого работника, а не только врача или медсестры.

Термин «деонтология» имеет греческие корни. Deon означает должное, а logos переводится как учение. Следовательно, деонтологией можно называть науку о долге работника медицины перед больными.

В чем заключается роль медсестры

Для эффективности лечения важен не только комплекс применяемых препаратов и физиотерапевтических процедур, но и морально-психологический климат, сложившийся между медицинскими работниками и пациентом. В этом смысле очень важен первый контакт больного и медсестры – от него во многом зависит, будет ли человек доверять тем, кто его лечит, хорошо к ним относиться. Именно этим и определяется роль этики и деонтологии в работе младшего медицинского персонала.

Медсестра должна также быть немножко психологом, уметь общаться с людьми.

Такие ее человеческие качества уже сами по себе могут стать лекарством, ускоряющим выздоровление пациента.

В формировании первого впечатления очень важны внешний вид сестры, выражение ее лица, речь. Последний пункт обозначает не только отсутствие высокомерия, надменности, но и умение ответить на вопрос пациента ясно и понятно, без специальной медицинской терминологии.

Медицинская этика (лат. ethica , от греч. ethice – изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon – долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

  • научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
  • практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

  • медицинский работник – медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя:

Принцип милосердия гласит: "Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда". Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии



Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Отношения "медсестра - пациент"

  • Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.
  • Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.
  • Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

  • Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;
  • Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;
  • Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);
  • Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения "медсестрa - врач":

  • Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;
  • Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;
  • Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;
  • При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa":

  • Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;
  • Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;
  • Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;
  • В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

  • Соблюдать взаимоуважение;
  • Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;
  • Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;
  • Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Этика и деонтология сестринского дела «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» (Гиппократ).

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice – изучение нравственности, морали), системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала

Проблемы медицинской этики в истории медицины

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубины веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа», в которой наряду с проблемами добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в «Клятве Гиппократа». Пять сочинений из «Гиппократова сборника» посвящены врачебной этике, дают представление об обучении, моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе. Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга» врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует своему времени, уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные и религиозные особенности и общие тенденции мирового развития. Например, древнеиндийская «Проповедь», «Факультетское обещание», «Клятва врача России». В эпоху Возрождения Парацельс особое внимание уделял моральным качествам врача. Термин «деонтология» был дан Д. Бентамом, а «биоэтика»,– В.Р. Поттером.

Проблемы медицинской этики на современном этапе

Биоэтика – как и медицинская этика – наука о законах, принципах и правила регулирования профессионального поведения медицинского работника, но в условиях использования новых медицинских технологий. Основные проблемы биомедицинской этики затрагивают следующий круг вопросов: взаимоотношения медицинского работника и пациента, эксперименты на человеке и животных, эвтаназия пассивная и активная, социальные, правовые и этические аспекты аборта, контрацепции и стерилизации, генетический скрининг, новые репродуктивные технологии: (искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство), трансплантация органов и тканей, генетика и генная инженерия, клонирование, правовой и моральный статус эмбриона, права пациента и медицинского работника и т.д. Проблемные ситуации в современной медицине рассматриваются с точки зрения философии, психологии, социологии, права, морали и религии, из чего следует, что биоэтика - это междисциплинарная область современных научных исследований.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты: научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников; практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности. Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

медицинский работник – пациент,

медицинский работник – родственники пациента,

медицинский работник – медицинский работник. Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: “Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости /не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента. Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса. Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

· Медицинская деонтология (греч. deon – долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Отношения "медсестра - пациент" Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству. Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного. Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента": Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность; Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций; Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу); Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения "медсестрa - врач": Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении; Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально; Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного; При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa": Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам; Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного; Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом; В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал": Соблюдать взаимоуважение; Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала; Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие; Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО И. ХАРДИ Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов».

1. Сестра-рутинер - она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) - такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например, благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

3. Тип «нервной» сестры - эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.

4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность - больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благоприятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры - может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

5. Сестра материнского типа - выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры - неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах - жизненноепризвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Частой за­ботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.

6. Сестра-специалист - сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любоз­нательность в определенной сфере профессиональной дея­тельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотера­пии, функциональной диагностики, различных лаборато­риях.

Основные стороны медицинской этики определяют отношение медицинского работника к пациенту, обществу и взаимоотношения медицинских работников между собой. Этика сестринского дела является одним из разделов биоэтики, смысл которой заключается в проявлении гуманизма во всех сферах медицинской деятельности.

Под медицинской этикой подразумевают сочетание нравственных норм, которым обязаны следовать медицинские работники в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. При этом медицинская этика весьма тесно соприкасается с медицинской деонтологией - учением о проблемах морали и нравственности, являющимся разделом этики. Деонтология главным образом определяет нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента. Этика и деонтология тесно взаимосвязаны. Впервые термин «деонтология» ввел в обиход британский философ И. Бентам в начале XIX в., подразумевая под ним учение о нормах поведения представителя любой профессии. Слово «деонтология» является производным от двух греческих корней: deon - «должное», и logos - «учение». Следовательно, медицинская деонтология - это учение о долге медицинских работников перед пациентом. Согласно формулировке древнегреческого врача Гиппократа «…должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Определение «этика» используется, когда речь идет о теории морали, того или иного толкования таких понятий, как долг, совесть, честь, справедливость и т. п. Соблюдение этики и деонтологии представляется чрезвычайно важным в системе взаимоотношений между медработником и его подопечным. Известно, что врачи, приступая к профессиональной деятельности, приносят клятву Гиппократа, определяющую понятия врачебной этики. Аналогом данного текста для медицинских сестер стала клятва английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл в XIX в.

Согласно современным правилам этики и деонтологии работа в медицинском учреждении должна подчиняться строгой дисциплине с соблюдением субординации. По отношению к пациенту медицинский работник обязан проявлять внимательность и корректность.

К деонтологии относится также такой аспект, как сохранение врачебной тайны. Бывают ситуации, когда целесообразно скрыть от пациента реальное состояние его здоровья и дальнейший прогноз, особенно в онкологии. Сохранять тайну обязаны не только врачи, но и все представители медицинского персонала, контактирующие с пациентом.

Непосредственное отношение к медицинской деонтологии имеет ятрогения - болезненное состояние, развивающееся у пациента в связи с негативным влиянием на него медицинского работника. Неосторожное озвучивание в присутствии пациента серьезного диагноза, упоминание о возможном летальном исходе и другие сведения - все это может негативно отразиться на его психическом и физическом состоянии. Также недопустимо в присутствии пациента обсуждать состояние здоровья и диагнозы других больных. Если пациенту свойственны чрезмерная мнительность и психологическая нестабильность, то ему легко внушить, что у него имеется какая-нибудь патология. При этом человек начинает искать у себя симптомы несуществующей болезни. В такой ситуации медицинский работник должен постараться убедить пациента в отсутствии надуманных заболеваний. К ятрогении также причисляются болезни и повреждения, возникшие вследствие неквалифицированных или необдуманных действий врача.

Тактика медицинского работника и его отношения с пациентом всегда должны строиться с учетом индивидуальных особенностей характера больного, уровня его образованности и тяжести его состояния. Взаимоотношения медицинского работника с родными и близкими пациента представляют собой наиболее сложную проблему в современной медицинской деонтологии. Если заболевание не опасно, прогноз благоприятный, а лечение проходит согласно намеченному плану, то можно быть максимально откровенным.

В случае, если имеются какие-либо осложнения, до пустим тактичный разговор с ближайшими родственниками. Самым разумным со стороны медицинской сестры является в тяжелых случаях ответ типа «спросите у лечащего врача».

Особенное значение в определении правил поведения медсестер имеет Этический кодекс медицинской сестры России. При его составлении были учтены новые идеи, оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры.

В первую очередь этот документ отражает современные представления о правах пациента, которые во многом определяют обязанности медицинского работника.

За нарушение Этического кодекса медицинской сестры России медсестра несет ответственность, предусмотренную Уставом Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России.

Согласно документам, на основе которых был составлен Кодекс (таким как Устав Всемирной организации здравоохранения (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.) и т. д.), медицинские сестры являются не только исполнителями назначений врача, но и представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными, и располагают необходимым уровнем знаний в области психологии.

Первое впечатление о лечебном учреждении основывается в том числе и на том, как вас встретил медицинский персонал, и именно это определяет дальнейшие взаимоотношения пациента и медперсонала, наличие или отсутствие между ними доверия и т. д. И внешний вид, и внутренний эмоциональный настрой медсестры должны располагать к ней пациента. Медсестре не следует отстраненно называть пациента «больной», поскольку это говорит о ее безразличном отношении. Для создания атмосферы доверия в общении между медсестрой и пациентом необходимо дать больному возможность почувствовать, что вам не безразлична его судьба и вы действительно хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может получить полную и объективную информацию о подопечном, особенностях его психики, узнать его мнение о собственном заболевании и больничных условиях. Такая информация даст возможность поставить сестринский диагноз, что в дальнейшем облегчит процесс излечения.

Медсестре необходимо помнить, что всегда следует оставлять за собой ведущую роль и не переходить грань между доверием и панибратством. Медицинская сестра должна стараться способствовать возникновению между ней и пациентом эмпатии, но ни при каких условиях не идентифицировать себя с больным: при всем понимании его проблем и стремлении облегчить его состояние, помочь ему следует критично относиться к своим действиям и не допускать того, чтобы идти у него на поводу. Для установления доверительных отношений необходимо убедить пациента в конфиденциальности ваших бесед.

Получив представление об особенностях личности пациента, его эмоциональных переживаниях, медсестра может тактично разъяснить ему не только его права, но и обязанности, а также аккуратно подготовить больного к обследованиям и терапевтическим процедурам, изложив необходимую информацию в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые процедуры не должно спровоцировать развития негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры.

При построении взаимоотношений «медсестра - пациент» важное значение имеют индивидуальный стиль работы и личные особенности медицинской сестры. Необходимыми качествами в данном случае являются профессионализм, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость.

Стиль работы и поведение медсестры во многом зависят от этических норм, установленных в данном лечебном учреждении. К сожалению, частым недостатком среднего медицинского персонала является нравственная индифферентность (безразличие). Некоторые поступки, противоречащие основным понятиям этики и деонтологии, медики объясняют наличием объективных факторов современной действительности. Тем не менее не существует таких обстоятельств, которые могли бы стать оправданием неэтичных поступков медицинского работника.

Министерство здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА

зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»

Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

Опорный конспект лекции

Тема: «Сестринская этика и деонтология»

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

Специальность:

34. 02. 01 «Сестринское дело»

31. 02. 01 «Лечебное дело»

Курс 1,2

преподаватель

первой квалификационной категории

Сестринская этика и деонтология.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

" Ethos " - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нор мы поведения людей, их моральные отношения.

ДЕОНТОЛОГИЯ (deontos - должное, надлежащее, logos - учение) из учает профессиональные отношения. Понятия этика и деонтология приме­ нимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, аг­рономической и так далее, в том числе, и медицинской. Медицинская эти­ка изучает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и его родственниками. Медицинская деонтология изучает профессиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, родственники.

Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии .

Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была особенностью медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии: каким должно быть поведение медика, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские памятники старины. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знамена­ тельно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Понятие медицинская деонтология было введено сравнительно не давно: в начале прошлого столетия английским ученым и философом И.Бентамом, как обозначение науки о профессиональном поведений чело­ века. Большое влияние на формирование медицинской этики и деонтоло гии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этико-деонтологических принципов. А так же со­ ветские ученые и организаторы здравоохранения: Семашко, Данилевский, Кассирский и многие другие внесли вклад в развитие этики и деонтологии.

Долг и ответственность .

Долг и ответственность - основные проблемы как этики, так и деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (про­фессиональных) обязанностей.

ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ ВРЕДИ!

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональ­ных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника:

    моральный - это оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и так далее,

    профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.

Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются престижностью. В связи с этим имеет место большое количе­ство жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравствен­ный облик выявляется без труда и может получить, кевжаденш-, отрица­тельную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества как сопереживание и милосердие должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, этической нормой.

Существуют и определенные правила поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения. Медицинский этикет состоит из соблюдения правил внешней и внутренней культуры поведения медработника.

Внешняя культура поведения:

    внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь),

    соблюдение внешний приличий: тон, которым говорят, не употреблять бранных, грубых слов.

Внутренняя культура поведения:

    отношение к труду,

    соблюдение дисциплины,

    дружелюбие, соблюдение субординации

Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что

интриги, грубость ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что значительно ухудшает работу лечебного учрежде­ния.

Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Своими разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, и скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не облегчить страда­ния пациента, а даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет автоматизма в работе: прекрасно делает инъекции и так далее, но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопас­ности, знает, что получит все, что необходимо, для восстановления его здоровья. В противном случае, у него возникают сомнения относительно лечащего персонала. Они находят свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых ис­следований и так далее. Состояние, вызванное тяжелыми переживаниями пациента вследствие дефектов деятельности, общения медперсонала, на­блюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают:

    поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе;

    неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

    депрессия от бездействия или невнимания персонала.

Как следствие всего выше перечисленного, у пациента может возникнуть боязнь какого-либо заболевания (рака - канцерофобия, болезни

Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент дома, в палате.

Взаимное влияние пациентов может быть положительным и отрица­тельным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим прогнозом борется за жизнь, и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате так, чтобы они соответствовали по характеру друг другу. И совсем идеально, если общение друг с другом принесет им удовлетворение.

Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики пациента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов болезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, время

надеется на быстрое улучшение. Подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами заболевания. Появляется чувство страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что будет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет в чем же виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самооб­винения. Больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осто­рожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с большим сми­рением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболе­ли впервые или у которых от их физического здоровья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, подвержены исключительно серьезным про­явлениям страха. То есть очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания.

У хронических больных могут наблюдаться более глубокие изменения психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистником. А может быть ин­фантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Мед­сестра постоянно близко общается с больным, тогда как врач видит его только на обходе, и должна своими заботливым, уважительным отношени­ем, беседами с больным ориентировать его на выздоровление. Это особен­но трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней, с тяже­лым исходом.

Профессиональная тайна.

Понятие профессиональной тайны - относится и к медсестре. О ней упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная, с Гиппократа. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и про­гнозе заболевания сообщаются самому пациенту или его родственникам только самим врачом (это его компетенция), или с его разрешения мед­сестрой. Особенно осторожно нужно подходить при сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Но это не значит, что пациент совершенно не имеет права на информацию о своем состоянии от медсестры. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и так далее). Медсестра должна объяснить цель назначенных мани­пуляций, подготовить к ним пациента, в случае отказа от них предупре­дить о негативных последствиях этого шага. Кроме того, медсестра долж­на ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо исполь­зовать жизненные ценности пациента. Медсестра самостоятельна в уходе за пациентом и должна обучить самого пациента, его родственников

некоторым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом круг деятель­ности медсестры очень широк.

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СВЯЗИ С ВОЗРАСТОМ

Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это дети, они тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обста­новки, не осознают боль, не умеют сформулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: т.е. если ребенок капризный, то кричит и каприз­ничает еще больше, если тихий - замыкается в себе, боязливый - постоян­но всего боится и т.д. В этих условиях матери должно разрешаться посе­щение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть с ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций - отвлечь внимание. Самое главное - доверие ребенка к медсестре!

У подростка - идет самоутверждение личности, отсюда бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительное отношение к болез­ни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержку, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение, как ко взросло­му.

Пациенты работоспособного возраста. Тут все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу. Тут особенно важны доверие и контакт.

Пациенты пожилого и старческого возраста. Для них характерно чувство одиночества, "жизнь уже прошла", это доминанта их возраста. На­растает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней" снижается память, усиливается обидчивость, ранимость. Ухудшается возможность самообслуживания, ослабление мотивации к лечению и выздо­ровлению. В этих случаях очень важны теплота и забота. Медсестра долж­на согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что его еще интересует в жизни (жизненные цен­ности) и на этом строить мотивацию на выздоровление.

ТИПЫ МЕДСЕСТЕР, ПО И. ХАРДИ

В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - следует уде­лить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике мож­но встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.

Обратимся к характеристике отдельных типов.

    Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

    Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.

    Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

    Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной лич­ностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами. о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"",. При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны. часто грубы и даже агрессивны с больными.

    Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них -естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призва­ние.

    Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лаборато­риях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Профессия медсестры - тяжелая профессия. Часто можно услышать от медсестры "я очень устала". Действительно:

    работа трудная-физически;

    тяжелые эмоциональные и психические нагрузки.

Вследствие тяжести и физической и моральной у медсестры может быть профессиональная деформация личности, основные ее проявления:

    холодность и равнодушие;

    грубость и раздражительность;.

    подавленность от "бессилия".

Для предотвращения профессиональной деформации необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры:

    сохранение душевного равновесия больного;

    активизация его позиции на здоровье;

    профилактика профессиональной деформации.

Таким образом, круг проблем медицинской этики и деонтологии чрезвычайно широк. Многие из них нашли свое отражение в "Этическом кодексе медицинской сестры России", принятом в 1997 году (внимательно ознакомьтесь с приложением № 2).

Медицинская деонтология(от греческого deontos - должное, надлежащее и iogos - учение) о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин « деонтологя» был введен в обиход в начале 19 века английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: медицинской, инженерной, юридической, педагогичекой и т.д.

Основными задачами медицинской деонтологии являются:

    изучение принципов поведения мед персоналов, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

    исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

    изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным.

    Устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Одной из основных проблем медицинской деонтологии является долг. Медицинская деонтология определяется должное в поведении мед работника.

Этические категории. К ним относятся понятия «долг», «достоинство», «совесть», «честь» и «счастье». Эти понятия имеют тясячелетнюю давность, они разрабатывались в самых различных этических теориях и учениях.

Долг. Буквально означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств при исполнении своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие «долг» довольно ёмкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать. В этих случаях у человека появляется потребность обоснованно выполнять свои обязанности. Выполнение долга неразрывно связано с моральными качествами личности, уровнем общественного сознания. Мед работник, обладающий высокими моральными качествами и хорошо осознавший свой долг, выполняет его четко и качественно.

Моральным долгом медицинского работника являются: высокие показатели медицины в борьбе с эпидемиями, детской смертностью, постоянное повышение культуры и качества медицинского обслуживания населения.

Нравственным долгом мед работника является участие в общественной жизни коллектива.

Долг медицинского работника. - проявлять гуманизм и всегда оказывать помощь больному, никогда и не под каким предлогом не участвовать в действиях, направленного против физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни.

Мед работник никогда ни под каким предлогом не имеет право ускорить наступление смерти даже безнадежного и глубоко страдающего больного. Он должен всеми возможными средствами уменьшить страдания больного и бороться за каждый час его жизни. Назначение медика - продлевать, а не укорачивать жизнь человека.

От понятия долга не отделимо понятии « честь». Понятие чести в наиболее общем виде выражает общественное значение человека(как личности, гражданина, мастера своей профессии и т.д)Оно выражает соответствующее самосознание личности, то есть ее стремление поддерживать свою репутацию, добрую славу, своё достоинство.

Достоинство и честь представляют собой не только осознание личности общественной значимости своей профессии, любовь к ней профессиональную гордость, но и постоянное стремление к нравственному совершенствованию, повышению квалификации и качества работы.

С чувством долга, чести и личного достоинства тесно связанное понятие совести. В понимании совести представлено внутреннее нравственное самосознание, сознание моральной ответственности человека за своё поведение, оценка своих мыслей, чувств и поступков сообразно с действующими в обществе нравственными нормами. Совесть – это внутренний нравственный судья ЧЕЛОВЕКА. Совесть сочетается с такими моральными ценностями, как честность и правдивость, справедливость и нравственная чистота, уважение прав других людей и своих обязанностей. В понимании людей – мед работник – это человек с чистой совестью, кристальной честности, справедливый и высоконравственный.

Чувство совести, по –настоящему может развиться лишь у людей, живущих интересами коллектива, народа и борющихся за эти интересы. Совесть связана с самооценкой. Она неотделима от идейности и убежденности человека. Громадное значение для воспитания совести имеет общественное мнение. Мнение коллектива будит совесть человека, укрепляете, помогает понять свои недостатки, подвергнуть их критике и исправить. Совесть – это прежде всего осознание своего общественного долга.

На мед работников возложен огромный общественный долг - забота о хранении здоровья людей и возвращение в стой заболевших, т.е. им поручено самое дорогое- здоровье и жизнь людей.. Решение многих вопросов семейно- бытового, производственного, общественного характера больше всего зависит от совести, моральной культуры человека.

В филосовско- этических системах понятие « счастья» рассматривалось как отправной момент для всей этики. Вопрос о счастье есть вопрос о смысле жизни, который люди видят в том, чтобы отдавать свои силы обществу, нарду.

Понятие счастья, счастливой жизни неотделимо от понятия здоровья. Без хорошего здоровья не может быть полного счастья.

Этические качества:

    Внешний вид

    Аккуратность

    Опрятность внутренний вид

Моральные качества(внутренний мир)

    Принимать участие в общественной жизни коллектива

    Чувство партиотизма

    Честность

    Человеколюбие

Интеллектуальные качества:

Разностороннее развитие (коммуникабельность) уметь поддерживать разговор- зависит от начитанности.

    Сердце лечат сердцем

    Не место красит человека, а человек место.

    избрав медицину, отдай ей всё

    Слово –лечит, слово -ранит

Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента –неэтична.

Паллиативная медицина – это активный, целостный уход за неизлечимыми больными.

Государственное учреждение, предназначенное для инкурабельных онкологических больных, с целью обеспечения паллиативной помощи – это хоспис. Медицинская этика- это наука о нравственности.

1. Актуальность проблемы

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.

2. Этические нормы и явления

Понятие морали

В этических явлениях присутствуют два момента:

1) личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

Этика - наука о морали

Этика как философская теория морали возникает не стихийно, как мораль, а на основе сознательной, теоретической деятельности по исследованию морали. Реальные нравственные явления и моральная деятельность людей возникли значительно раньше этики как науки, формирование которой связано с возникновением системы научных знаний о морали. Принято считать этику одной из философских наук. В истории развития этических взглядов этика определялась как практическая философия, которая обосновывает цели практической деятельности на основе идей о должном и сущем, о добре и зле, о счастье и смысле жизни. Этика рассматривает мораль как сферу общественной жизни на основе определенных норм и ценностей, что этика регулирует отношения между людьми на основе моральных требований и понятий. Этика видит свои задачи не только в том, чтобы объяснять мораль, но и в том, чтобы предложить обществу более совершенную нормативность и модель поведения. Этика и описывает мораль, и объясняет ее, и учит морали, разъясняет то, как следует выполнять нравственные нормативы поведения, выделяя специфику содержания и формы этих нормативов. Этика включает как учение о морально-сущем, о реально проявляющейся нормативности в поведении людей, так и учение о морально-должном, о том, как каждый человек должен вести себя в обществе, как должен определять свои нравственные цели, потребности и интересы. Этика изучает мораль с позиций принципа историзма, так как каждое общество имеет свои особенности реализации моральных норм и требований, свои нравы и принципы поведения. Мораль в истории общества эволюционизирует, совершенствуется, прогрессирует, по-разному проявляются особенности развития и нормативности разных типов морали.

Профессиональная этика

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогрессачеловечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности. Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Этический кодекс медицинских сестер

Этический кодекс медицинской сестры Россииразработан по заказу Ассоциации медсестер России в 1997г. Он составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух - трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медицинской сестры.

Кодекс так же отразил начавшуюся в России реформу сестринского дела (в частности, требующую вовлечения медицинских сестер в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, без чего невозможно превращение сестринского дела в самостоятельную науку). В Кодексе нашли отражение те особенности сегодняшней медицины, которые связаны с современным научно-техническим прогрессом, - например, проблемы риска, ятрогенных эффектов при многих применяемых в настоящее время медицинских вмешательствах.

Гуманность сестринской профессии.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Медицинская сестра и умирающий больной

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве РФ права граждан относительно патологоанатомических вскрытий.

Профессиональная компетентность медицинской сестры

Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.

Заключение

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Список используемой литературы

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: 1998.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995.

3. Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. - М.: Изд. "Лань", 1998 .

4. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1990.

5. Этический Кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.)

 

 

Это интересно: