→ Комплекс реакций признаки травматического стресса. Советы по восстановлению после травматического события

Комплекс реакций признаки травматического стресса. Советы по восстановлению после травматического события

Травматический стресс у участников военных действий - это сложное психоэмоциональное состояние, вызванное быстро воздействующими запредельно деструктивными информационно-эмоциональными факторами, протекающими на фоне недостаточной осознанности, остающейся в «застывшем», непереработанном виде.

При описании данного стресса мы опирались на коллективную работу, подготовленную Н. Сарджвеладзе, 3. Беберашвили, Д. Джава-хишвили, Н. Сарджвеладзе (2007). Несмотря на недостаточную обоснованность ряда положений, данная работа дает общее представление о травматическом стрессе участников военных действий.

Авторами отмечается, что преимущественно этот феномен развивается у бойцов, принимавших участие в военных действиях, перенесших особо острую и интенсивную травму. Обычная «мирная» жизнь им кажется тусклой и неинтересной. Часто для того, чтобы восполнить «дефицит впечатлений», они идут на неоправданный риск (например, вербуются наемниками в «горячие точки», устраиваются работать телохранителями и т. п.). Эта категория перенесших психотравму людей считает себя неадекватными и непригодными для «обычной» жизни, никому не нужными, отвергнутыми. Поэтому они часто прибегают к алкоголю, наркотикам, склонны к насилию и даже самоубийству. Влечение травмированного человека к алкоголю и сильнодействующим препаратам можно объяснить и тем, что таким образом он пытается подавить тяжелые воспоминания и невыносимые переживания. Душевное состояние травмированного человека можно охарактеризовать и таким образом: для него не существует завершенного прошлого, как не существует светлого и ясного будущего, что в целом не позволяет ему надежно чувствовать себя в настоящем.

Фундаментальные компоненты травматического стресса - это тревога и депрессия. Тревогу создает неопределенность настоящего и будущего, а депрессию - чувство безнадежности. Постоянная тревога может вызвать напряжение и ожидание угрозы, испытанные во время прошлой травмы, а в обычной житейской ситуации породить реакции чрезмерного страха и паники. Безнадежность и поток негативных чувств могут довести человека до отчаяния. Эти формы реагирования на стресс, так или иначе, понятны. Но для травматического стресса вместе с тем характерны такие феномены, как гнев, чувства стыда и вины. Эти деструктивные (разрушительные) эмоции посягают на чувство собственного достоинства человека и поэтому требуют особенного подхода, например, гнев возникает тогда, когда человек чувствует себя оскорбленным или ненужным. Он слышит только то, что подтверждает его мысли и согласуется с его эмоциями. Он не хочет и не может успокоиться, пока не признают его правоту.

В то же время гнев - это реакция на страх, на то, что личная безопасность находится под угрозой.

Человек, прошедший через военные испытания, может узреть притаившуюся угрозу даже тогда, когда для этого существует лишь незначительный повод. Отсюда проистекают характерные для травмированного человека «вспышки гнева и ярости». Именно эти реакции больше всего тревожат бывших бойцов. Они жалуются, что в такие моменты не могут «взять себя в руки», «не понимают, что с ними происходит», хотя позднее жалеют о случившемся.

В некоторых случаях гнев переходит в агрессию, которая, с одной стороны, является защитной реакцией на собственную беспомощность и на преодоление чувства фрустрации (внутренней неудовлетворенности), а с другой - это проекция (перенос) боли на внешний мир, разрядка таких переживаний, как страх, унижение, оскорбление, в плену которых находится человек. Несомненно, такие «вспышки» эмоций приносят травмированному временное облегчение, и, возможно, именно с их помощью человек спасается от крайних форм потери контроля, например психологического «расщепления» личности. Но все же важно не допустить, чтобы гнев перерос в физическую агрессию и человек причинил вред самому себе или окружающим людям.

Особой деструктивностью отличается ущемляющая чувство собственного достоинства человека эмоция - чувство вины. Эта эмоция отражает моральную ответственность за те действия, которые причинили боль или ущерб другому человеку. У находящегося в кризисе чувство вины может быть связано, например, с тем, что во время эвакуации, в суматохе или же из-за нерешительности он не оказал должного внимания родственнику или другу и в настоящее время даже не знает, какая участь постигла их.

Чувство вины - базисное переживание при травматическом стрессе. Человек, испытывающий его, неосознанно стремится наказать себя и прибегает к самобичеванию, иначе говоря, осуществляет аутодеструктивное поведение. Он «застревает» в прошлом, не стремится вперед и даже считает, что вовсе не достоин жизни.

Чувство вины может возникнуть тремя путями:

  • 1. Самообвинение за воображаемые грехи. Например, человек может считать, что его близкий погиб потому, что когда-то при словесной перебранке он проклял его.
  • 2. Самообвинение за несделанное. Несомненно, в любой ситуации человек может обнаружить ошибки в своем поведении: «Сделай он что-то иначе - беды можно было избежать». В данном случае типичными переживаниями являются: «Если бы я не поторопился...», «Если бы я отнесся к этому с должным вниманием...», «Если бы я не позволил ему выйти на улицу...» и т. д.
  • 3. Самообвинение только из-за того, что ты остался жив, а другой погиб - «вина выжившего», - которое иначе называют «синдромом узников концентрационных лагерей».

Человеку присуще естественное стремление выжить, порой даже ценой чужой жизни. Может возникнуть бессознательное удовлетворение и облегчение от того, что остался жив ты, а не другой. Впоследствии эти ощущения лежат в основе чувства «вины выжившего»: человек испытывает невероятную ответственность, он как бы обязан жить теперь «за другого», что, несомненно, ложится на него тяжелым бременем.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить характерные для психотравмы и травматического стресса признаки. Мы имеем дело с психотравмой, если:

  • - она содержит внезапную, массированную, непреодолимую угрозу безопасности человека;
  • - вызывает у человека интенсивный страх, чувство беспомощности и ужаса.

Травматический стресс имеет место тогда, когда опыт вынуждает человека вновь возвращаться к тяжелому прошлому для того, чтобы переработать и исчерпать его. Его проявления:

  • - повторные навязчивые воспоминания и «обратные вспышки» образов прошлого;
  • - непроизвольные автоматические реакции и реакции на случайный стимул, напоминающий о травмирующем событии;
  • - повторные, связанные с травмой кошмарные сновидения;
  • - сверхбдительность;
  • - гнев и агрессивное поведение;
  • - тревога и депрессия;
  • - чувство стыда и вины;
  • - влечение к алкоголю, сильнодействующим лекарствам (препаратам).

В то же время человек сознательно или бессознательно избегает

связанных с травмой болезненных переживаний. Это проявляется в следующем:

  • - активное избегание мыслей, чувств, бесед о травме, мест и действий, связанных с травмой;
  • - активное избегание стимулов, напоминающих о травме;
  • - забывание важных эпизодов травмирующего инцидента;
  • - потеря интереса ко всему, что раньше волновало;
  • - отчужденность и равнодушие к окружающим;
  • - потеря способности испытывать сильные чувства;
  • - бессонница и сверхбдительность;
  • - потеря желания построить будущее.

Итак, травматический стресс - сложное явление. Мы отметили его черты, которые проявляются на личностном социально-психологическом уровне.

Травматический стресс -- особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психол-е, физ-е, адапт-е возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим, т.е. вызывает психологическую тревогу. Психологическая травма возможна, если: - происшедшее событие осознаваемо, т.е. человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние; - пережитое разрушает привычный образ жизни.

Травматический стресс -- это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах: - Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления. Повторяющиеся кошмарные сны о событии

Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы. Сюда относятся иллюзии, галлюцинации и так называемые "вспышки воспоминаний

Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие

Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли. и др.

2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме.

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстран-ти и отчуж-ти от других, ощущение одиночества.

6. Притуп-ть эмоций -- неспос-ть переж-ть сильные чувства (любовь, ненависть)

7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная персп-ва, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.

Появляются упорные симптомы ниже перечисленной группы: Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон, Раздражительность или вспышка гнева, Нар-ие памяти и концентр-и вним-я, Сверхбдительность, Преувеличенное реагирование

Теорий объясняющие возникновение травматического стресса.

Американский психолог Дж. Ялом рассматривет все психол-е проблемы тр-го стресса с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. В травм-й ситуации эти темы выступают не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переж-я. Так, смерть предстает перед человеком в двояком виде. Человек становится свидетелем смерти других людей (знакомых незнакомых, родных, близких) и оказывается перед лицом своей возм-й смерти.

В обычной жизни у человека есть психологические защиты, позволяющие ему существовать бок о бок с мыслью что в один прекрасный момент для него ничего не будет иметь значения. Создаются эти психологические защиты не сразу. Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребенка: он начинает бояться засыпать, по многу расспрашивает у родителей, не умрут ли они и т. д. В дальнейшем ребенок создает психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий. Их три: иллюзия собств-го бессм-я, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Разрушение базовых иллюзий -- момент болезненный для любого. И очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира хотя и удобных, но все же иллюзий в мир опасный, но все же реальный, значит, он повзрослел и сильно продвинулся как личность. Если же он не смог преодолеть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен, или же строит другие иллюзии, помогающие ему воссоздать и укрепить убеждение собств-м бессмертии. Часто такую роль вып-т религия.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса.

Первая стадия -- аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это подготовка к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия называется "предстартовой готовностью". Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых "психосоматических": гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза -- стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для первой фазы. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия -- стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиол- и психол-я защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться.

Посттравматические реакции: позновательные, эмоциональные, поведенческие, соматические.

Познавательные реакции включают повторяющиеся сновидения или кошмары о бедствии; воспроизведение событий, связанных с бедствием, в своем сознании, с тем чтобы оно выглядело иначе; трудности с концентрацией внимания или запом-м; переоценка духовных или религиозных воззрений; постоянные навязчивые мысли или воспоминания о бедствии или о близких, погибших в катастрофе.

Эмоциональные реакции включают ощущение оцепенения, углубленности в свои переживания или изолированности; ощущение страха и беспокойства, когда предметы напоминают человеку о катастрофе, особенно звуки и запахи; ощущение, что пропал интерес к повседневным делам или что они не приносят радости; чувство постоянной угнетенности; вспышки гнева или чрезмерной раздражительности; ощущение пустоты или безнадеж-и в отношении будущего.

Поведенческие реакции могут включать излишнюю заботу о собственной безопасности и безопасности своей семьи; изоляцию от других людей; повышенную настороженность и пугливость; трудности с засыпанием или продолжительностью сна; уклонение от деятельности, напоминающей о бедствии, от посещения мест или встреч с людьми, которые вызывают трагические восп-я; усиление конфликта с членами семьи; пребывание в постоянной занятости, чтобы не думать о произошедшем; слезливость или плач без всякой очевидной причины.

Соматические реакции могут включать бессонницу, головные боли, боли в желудке, мышечное напряжение, учащенное сердцебиение и перемежающуюся лихорадку. По мере накопления стресса симптомы могут усиливаться, заканчиваясь тяжелым заболеванием.


Травматический стресс
- особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим, то есть вызывает психологическую тревогу. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психологическая травма возможна, если:

Происшедшее событие осознаваемо, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;

Пережитое разрушает привычный образ жизни.

Травматический стресс - это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Как дети, так и взрослые, пережившие травматический стресс, иногда могут казаться ненормальными, или сумасшедшими, хотя на самом деле таковыми не являются.

Есть механизмы проявления стресса, одинаковые для детей и взрослых. Определённая степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силён и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме.

Три основные стадии развития стресса

Первая стадия - аларм-стадия , или стадия тревоги , когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряжённости и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия называется «предстартовой готовностью». Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой. Это - хорошо известный феномен: во времена Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели - настолько они были внутренне мобилизованы, зато после окончания войны заболевания так и посыпались на них. Аналогичный пример можно привести и из нашей действительности. В 1992 - 1993 гг., когда наше общество было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими и политическими переменами, больницы и поликлиники опустели. Люди вынуждены были мобилизовать все имеющиеся в их распоряжении адаптационные ресурсы, запас которых не безграничен, на выживание в сложных условиях.

Если стрессогенный фактор слишком силён или продолжает своё действие, наступает вторая стадия - стадия резистентности , или сопротивления . На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъёма, характерного для первой фазы. Человек как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется, накопившаяся усталость. Если же стрессор продолжает действовать ещё дольше, наступает третья стадия.

Третья стадия - стадия истощения . На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведёт к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ

В Международной классификации психических нарушений, травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда:

Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах: повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления. Человек всеми силами стремится забыть о травматическом событии, но оно всегда найдет лазейку, чтобы напомнить о себе.К этой же группе симптомов относятся повторяющиеся детские игры, в которых отражаются элементы травматического события. Дети в своих играх всегда выражают то, что их особенно взволнованно. Дети играют во врачей, кондукторов, в похороны и т.п. Здесь же имеется в виду несколько особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катарсические элементы, то есть дети, проиграв опредёленные сюжеты, не испытывают облегчения. Например, такие игры многократно наблюдались после землетрясения и Армении, когда дети по 50 раз в день играли в землетрясение, в нахождение мёртвых тел, в похороны и т.п., доводя родителей до умопомрачения, так как те, в свою очередь, мечтали поскорее забыть эти кошмарные события.

Повторяющиеся кошмарные сны о событии. У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребёнок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно. Например, девочке в Армении снился один и тот же сон, в котором к ней является Дева Мария и выводит всю семью на крышу гаража. Понятно, что таким образом во сне отражалась стратегия спасения, и Дева Мария выступала в роли спасателя.

Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы. Сюда относятся иллюзии, галлюцинации и так называемые «вспышки воспоминаний», когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой ещё ярче и отчетливей, чем это было в действительности. Причём не важно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств).

Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающем (символизирующим) травматическое событие.

1. Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли, и др. Так, если девочку изнасиловали в лифте, еёкаждый раз бросает в пот, когда она туда входит.

2. Упорно избегается всё, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме (вышеупомянутая девочка стала избегать пользоваться лифтом).

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, то есть человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстранённости и отчуждённости от других, ощущение одиночества.

6. Притупленность эмоций - неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.)

7. Появляется чувство укороченного будущего, то есть короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребёнок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д. Многие из детей начинают ожидатьскорого конца света. В зависимости от особенностей региона одни убеждены, что взорвутся резервуары с хлором, у которых истёк срок годности, другие ждут радиационного заражения или геноцида. Многие дети, живущие в заражённой зоне, убеждены, что скоро должны умереть.

Появляются упорные симптомы ниже перечисленной группы:

Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон). Сон вообще относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.

Раздражительность ила вспышка гнева . Человек становится конфликтным, со всеми ссорится, часто предпочитает решать споры, применяя насилие. Даже когда человек хочет контролировать своё поведение, у него ничего не получается.

Нарушение памяти и концентрации внимания . Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя - она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Человек напряжён, подтянут, словно готов в любой момент отразить внешнюю или внутреннюю угрозу. Это физическое напряжение, которое не позволяет расслабиться и отдохнуть, может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, кажется, что всёбудет хорошо. На самом деле совсем не обязательно, что всё будет хорошо. Вполне может оказаться, что, найдя возможность расслабиться, человек обретёт, например, сильнейшие приступы, напоминающие эпилептические припадки, при которых воспоминаниябудут просто ужасны. Так что физическое напряжение может выполнять защитную функцию -защищать наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.

Преувеличенное реагирование. При малейшем шуме, стуке и т.п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование приводило к новым жертвам после землетрясения, когда за самым сильным толчком следовали другие, более слабые и не опасные. Люди, почувствовав толчки, выбрасывались из окон, разбиваясь насмерть.

Когда мы говорим, что тот или иной человек страдает посттравматическими нарушениями, что мы имеем в виду? Прежде всего, то, что человек пережил травмирующее событие, то есть с ним произошло что-то ужасное и у него есть некоторые из перечисленных симптомов. Но мы должны учитывать, что такое событие - лишь часть общей картины, внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе. Другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые им события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести травму одному и почти не затронет психику другого. Очень важно также, в какой момент происходит событие: один и тот же человек в разное время и в разном возрасте может реагировать по-разному.

* * *

Итак, человек пережил одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события резко отличались от всего предыдущего опыта и причинили настолько сильные страдания, что человек отвечал на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации, естественно, стремится смягчить дискомфорт: человек коренным образом меняет своё отношение к окружающему миру, стараясь сделать свою жизнь хоть немного легче, а это, в свою очередь, вызывает психическое напряжение. Когда же у человека нет возможности разрядить возникшее внутреннее напряжение, его тело, его психика находят способ «сжиться» с ним, приспособиться к нему. Так же человек приспосабливается к своей болезни - бережёт больную руку, не наступает на больную ногу. Его походка становится не совсем естественной, появляется хромота. Как хромота является симптомом, что человек приспособился к своей больной ноге, так и симптомы травматического стресса, которые иногда выглядят как психическое отклонение, на самом деле не что иное, как способы поведения, связанные с пережитыми событиями.

КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Здесь рассматривается одна из теорий, объясняющих возникновение травматического стресса

Рассмотрим психологические проблемы травматического стресса с точки зрения смерти , свободы , изоляции , бессмысленности . В травматической ситуации эти темы являются абсолютно реальными объектами переживания.

Смерть предстаёт перед человеком в двояком виде. Человек становится свидетелем смерти других людей (знакомых незнакомых, родных, близких) и оказывается перед лицом своей возможной смерти. В обычной жизни у человека есть психологические защиты, позволяющие ему существовать бок о бок с мыслью, что однажды для него ничего не будет иметь значения. Создаются эти психологические защиты не сразу. Впервые страх смерти возникает у трёхлетнего ребёнка: он начинает бояться засыпать, помногу расспрашивает у родителей, не умрут ли они и т.д. В дальнейшем ребёнок создаёт психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий . Их три : иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но зачастую и взрослые не могут представить себе, что когда-нибудь должны умереть.

Иллюзия собственного бессмертия выглядит примерно так: «Я знаю, что все люди рано или поздно должны умереть, но когда дело дойдёт до меня, я уж как-нибудь выкручусь. К тому времени, может быть, изобретут эликсир бессмертия или что-нибудь в этом роде». Иными словами: «Могут умереть все, кроме меня». Первое же столкновение с травматической ситуацией ставит ребёнка лицом к лицу с реальностью. Впервые в своей жизни он вынужден бывает признать, что может умереть. Для большинства такое откровение может кардинально поменять образ мира, который из уютного, защищённого превращается в мир роковых случайностей, продуваемый всеми ветрами.

Иллюзия справедливости гласит: «Каждый получает по заслугам». Иначе говоря, ребёнок думает, что если будет хорошей девочкой (или мальчиком) и будет делать всё так, как говорили мама и папа, то ничего нехорошего произойти не может. Эта иллюзия также очень распространённая и стойкая. Один из её вариантов: «Если я буду делать добро людям, то оно вернётся ко мне». Попадание в травматическую ситуацию сразу же показывает нереальность иллюзии о справедливости устройства мира. У Льва Толстого Николай Ростов во время боя думал: «Как же меня могут убить, ведь меня так все любят?!» Но смысл травматической ситуации именно в том, что она как бы говорит: «Могут! И никому не будет при этом дела, плохой ты или хороший, любят тебя или нет, о чём ты мечтал, к чему готовился, что планировал». Для ребенка такое открытие - часто настоящее потрясение. Ведь на самом деле оно обесценивает все усилия: действительно, зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком и т.д., если это не даст защищённости.

Разрушение базовых иллюзий - момент болезненный для любого. Очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира хотя и удобных, но всё же иллюзий в мир опасный, но всё же реальный, значит, он повзрослел и сильно продвинулся как личность. Если же он не смог преодолеть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен (а он не хорош и не плох, он такой, какой он есть), или же строит другие иллюзии, помогающие ему воссоздать и укрепить убеждение о собственном бессмертии. Часто такую роль выполняет религия.

Несмотря на то, что крушение базовых иллюзий переживается очень тяжело и ребёнком, и взрослыми, не позавидуешь тем, кому удалось дожить до старости, не испытав жизненных кризисов. Роль взрослых в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть первое столкновение с не самыми приятными сторонами жизни.

Преодоление базовой иллюзии могло бы выступить таком варианте: «Всё, что мы делаем, мы делаем, прежде всего, для себя. И даже если это может показаться бесцельным, бессмысленным, мы должны это делать, просто чтобы оставаться людьми». Даже если это не имеет никакой цели и мы ничего не получим взамен, тогда мы остаёмся людьми.

Третья базовая иллюзия - иллюзия простоты устройства мира - гласит: мир очень прост; в нём есть только чёрное и белое, добро и зло, наши и не наши, жертвы и агрессоры. Полутона и диалектика мировосприятия здесь отсутствуют. Весь мир как бы поделен на две антагонистические части. Чем более зрелой становится личность, тем больше она начинает соглашаться с фразой, которую часто можно услышать от много повидавших людей: «В жизни всё очень сложно, чем больше живу, тем меньше понимаю».

Никому не пожелаешь пережить психологическую травму, но уж если это произошло, то всё зависит от того, как человек сможет справиться с этим. Когда человек смог извлечь из своего переживания важный для личности опыт, он становится гораздо более зрелой личностью . Вне зависимости от своего возраста он всегда будет психологически взрослее того, кто никогда не сталкивался с человеческой трагедией. Он будет больше понимать жизнь и лучше чувствовать других людей.

Тема свободы . - Что больше всего ограничивает нашу свободу? Внешние обстоятельства не могут выступать такими ограничителями просто потому, что они не связаны с психологической реальностью. Можно быть свободным (по крайней мере, чувствовать себя таким) и в тюрьме. И в то же время, имея полную свободу действий, можно ощущать себя несвободным.


Самым сильным ограничителем свободы
являются чувство вины и вытекающие из него всевозможные долги, обязательства и т.п. Манипулируя чувством вины, с человеком можно делать всё что угодно. Этим часто пользуются государство, родители, супруги и т.д. Государство долго нас убеждало, что мы за всё в ответе. На самом деле каждый ответственен только за то, что от него зависит. Не более того. А если вину искать, её всегда найти можно. Родители поройговорят ребёнку: «Я из-за тебя потерял здоровье, отказался от карьеры и т.п.», - вызывая тем самым в нём чувство вины и навсегда привязывая его к себе. Но чувство вины - одно из самых непродуктивных. Оно никогда ни к чему хорошему не приводит. Человек, испытывающий чувство вины, стремится как бы наказать себя, занимаясь саморазрушением, или, иначе говоря - аутодеструктивным поведением. Человек с чувством вины как бы «застревает» в прошлом, не изменяясь, не продвигаясь вперед, и иногда даже начинает считать, что он вообще недостоин жить. Особенно характерно это для травматического чувства вины.

У людей, переживших психологическую травму, оно возникает в трёх видах.

Во-первых , это чувство может возникнуть как вина за воображаемые грехи . Если, например, умирает кто-то, близкий, человек начинает анализировать своё поведение по отношению к умершему и всегда находит причины, которые огорчали умершего.

Во-вторых , у человека, пережившего травматический стресс, часто возникает чувство вины за то, что он не сделал . Жертвы травматических ситуаций часто страдают оттого, что названо «болезненным чувством ответственности» , когда их заботит реальная или воображаемая ответственность за действия в прошлом. Конечно, если проанализировать ситуацию, всегда можно найти нечто, что можно было бы сделать иначе и тем самым предотвратить трагедию: например вовремя подать лекарство или заставить обратиться к врачу и т.п. Особенно тяжелы случаи, когда человек действительно виноват. Некоторым уже не дано оправиться от такого потрясения.

Третья ипостась травматического чувства вины - это так называемая «вина выжившего» , когда человек испытывает чувство вины только потому, что он остался жив, а тот, другой, умер. Её ещё называют «синдромом узников концентрационных лагерей». Выживший испытывает невероятную ответственность. Он как бы обязан жить теперь «за себя и за того парня», что тяжело и не нужно. Человек должен прожить только свою жизнь - и ничью другую. Иначе ответственность слишком велика.

Поводились обследования, посвящённые проблеме так называемых «замещённых детей», т. е. детей, которые рождались после умерших детей в семье. Иногда их даже называли именем умершего ребёнка. Статистика показала: вероятность того, что с таким ребёнком что-то случится (несчастный случай, тяжёлая болезнь или что-либо аналогичное), существенно выше средней. Это происходит потому, что родители считают (да и он сам не отказывается от этой ответственности): он должен прожить за того, другого, умершего ребёнка. Жить как бы вместо него. И ребёнокстарается реализовать обращённые к нему ожидания. Кроме того, всегда возникает идеализация умершего ребенка. В семье он всегда бывает самым умным, самым добрым. Он ставится в пример остальным детям, но такому образцу следовать невозможно, - это всегда непосильная ноша.

Тема изоляции . Чувство изоляции хорошо известно жертвам травматического стресса: многие из них страдают от одиночества, от трудности и даже невозможности установления близких отношений с другими людьми. Их переживания, их опыт настолько уникальны, что другим людям просто невозможно бывает понять таких людей. Им самим другие люди начинают казаться скучными, ничего не понимающими в жизни. Именно поэтому жертвы так тянутся друг к другу. По их мнению, только человек, испытавший нечто подобное, может понять их.

Но одиночество, переживаемое пострадавшими, это не только психологическая реальность, но и социальная. Существует миф о том, что жертва вызывает , прежде всего, сочувствие . Ничего подобного. Часто жертва вызывает агрессию . Если тебя ограбили - не будь растяпой, если изнасиловали - надо юбки длиннее носить, если избили - не надо было задираться и т.д. Люди начинают сторониться пострадавшего, как бы боясь заразиться от него несчастьем.

Огромную проблему составляет отношение окружающих к детям, пережившим психологическую травму, особенно если они переселяются в другие места. Одно то, что они, например, из Чернобыля, часто является достаточным основанием для их изоляции. Родители не позволяют своим детям играть с ними, сидеть за одной партой, в школе их называют «светлячками» и стараются избегать. В результате пострадавшие оказываются не только в психологической, но и в физической изоляции. Отсюда понятно, что строительство поселений или микрорайонов, заселённых одними чернобыльцами, воспринимается ими как резервация, подчёркивающая их изолированность.

Человеку, столкнувшемуся с несчастьем, с несправедливостью, приходится мириться и с агрессией окружающих. Именно поэтому важно, чтобы друзья и близкие вовремя пришли на помощь и попытались понять чувства пострадавших, так как они очень уязвимы и ранимы.

Тема бессмысленности . Человек может вынести всё что угодно, если в этом есть смысл. А психологическая травма неожиданна, беспричинна и потому воспринимается как бессмысленная. Это заставляет пострадавших искать какое-нибудь объяснение тому, что произошло, чтобы травматическое переживание не было напрасным. Тогда и создаются социальные мифы, которые предлагают своё объяснение случившемуся. Важно, что для человека необходимо знать, почему он страдал. Если этого объяснения не существует в действительности, он его придумает. Иначе - гибель.

По: Елена Черепанова. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС. ПОМОГИ СЕБЕ И РЕБЁНКУ»

(продолжение следует)

СЛЕПУХИНА Г.В.

ПСИХОЛОГИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

(учебное пособие)
Содержание

Введение. 2

Основы психологии травматического стресса. 4

Психология травматического стресса. 4

Понятие психической травмы.. 21

Посттравматические переживания, связанные с тяжелой болезнью и горем.. 33

Посттравматические состояния, связанные с участием в военных конфликтах. 46

Посттравматические состояния, связанные с терроризмом или его угрозой. 56

Посттравматические состояния, связанные с насилием.. 66

Психологическая помощь лицам с синдромом посттравматического стресса. 84

Введение

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Оказавшись в экстремальной ситуации люди проходят в своих психологических состояниях рад этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствие и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависит не только от самой травматической ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от личностных особенностей людей, столкнувшихся с этой ситуацией, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

Сталкиваясь с людьми, пережившими экстремальные и травматические ситуации, следует принять во внимание, что настоящие проблемы наступают у них тогда, когда эти ситуации, казалось бы, заканчиваются. У достаточно большого числа людей, столкнувшихся с экстремальным воздействием на психику, который вызвал травматический стресс, развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретно травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений. Однако их знание позволяет определить оптимальные и наиболее эффективные пути социально-психологической адаптации людей, перенесших травмирующее воздействие стрессового события угрожающего или катастрофического события.

В первом разделе пособия рассматриваются понятия травматического стресса и психической травмы, особенности развития травматических переживаний, связанных с участием в боевых действиях, насилием, террористическими актами, тяжелой болезнью и утратой.

Во втором разделе представлены методики, позволяющие диагностировать наличие и выраженность симптомов посттравматического стрессового расстройства.

Пособие предназначено для студентов, обучающимся на факультетах психологии и социальной работы, специалистов, чья профессиональная деятельность связана с оказанием помощи лицам с посттравматическими стрессовыми расстройствами.


Раздел I. Основы психологии травматического стресса

Психология травматического стресса

Стрессы являются непременным атрибутом современной жизни. Социальные, экономические изменения, природные и техногенные катастрофы, рост насилия, межнациональные и межрегиональные конфликты, семейные проблемы – все это может являться источниками конфликтов. Исследования Г. Селье показали, что определенная степень стресса может быть полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс велик по силе и продолжительности, то он перегружает психологические, физиологические и адаптационные возможности человека и разрушает защиту. Такой стресс вызывает психологическую тревогу и определяется как травматический. Травматический стресс является особой формой общей стрессовой реакцией, это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Это важно учитывать, так как люди, пережившие травматический стресс, иногда могут казаться ненормальными, сумасшедшими, хотя на самом деле таковыми не будут являться.

Таким образом, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) определяются как состояния, которые развиваются у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматическим практически для любого человека.

Распространенность ПТСР среди популяции зависит от частоты травматических событий. Можно выделить травмы, типичные для определенных политических режимов, географических регионов, в которых особенно часто происходят природные катастрофы и т.п. В 90-е показатели частоты возникновения ПТСР существенно возросли: если в 80-х годах они соответствовали 1-2 %, то в последнее время – 7,8 %, причем имеют выраженные половые различия (10,4 % для женщин, 5,0 % для мужчин). Приведем статистические данные частоты ПТСР (американская выборка).

Изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств, таких, как войны, стихийные бедствия, катастрофы, насильственные |преступления и т.д., позволило выделить и описать категорию посттравматических (ПТСР) и острых стрессовых рас­стройств (ОСР) как специфических форм нарушений психики.

Впервые проблема посттравматических стрессовых расстройств привлекла внимание в годы первой мировой войны. Тогда в научный оборот было введено понятие психических боевых потерь. Отсроченные психические явления, наблюдавшиеся у бойцов, рассматривались в рамках концепции травматического невроза. З.Фрейд (1903) определил это как военный невроз, как состояние Эго-конфликта. Он называл психические травмы, полученные в экстремальных условиях, следами аффективных переживаний. Психическая травма рассматривалась З.Фрейдом как результат большого и интенсивного раздражения, от которого нельзя избавиться или которое нельзя переработать нормальным способом.

Структура расстройства психической деятельности под влиянием экстремальных обстоятельств была описана французским психиатром А. Кардинером (1941) вне рамок концепции травматического невроза. А. Кардинер определил в качестве причины психического расстройства уменьшение внутренних ресурсов организма и ослабление силы Эго. По этой причине мир начинает восприниматься как враждебный. Он выделил пять наиболее характерных отсроченных психических реакций на психотравмирующие события: фиксация на травме; снижение общего уровня психической деятельности; раздражимость; склонность к взрывным агрессивным реакциям; типичные сны.

Концепция М. Горовица (1979; 1986) раскрывает механизм ответной реакции на стрессовые события и тип ее протекания. Под типом протекания согласно разработанной М. Горовцем теории понимается стадия развития посттравматического синдрома. Основываясь на классических и современных теориях травмы, М. Горовиц выделяет следующие стадии реакции на травматический стресс:

Стадия I – массивный стресс и немедленная попытка совладания. Возможны состояния потрясения, ошеломления, замешательства, плач.

Стадия II – блокация (отвержение и оцепенение) На этой стадии присутствует попытка избежать осознания факта реальности, обычно сопровождается оцепенением. Это могут быть неадекватные реакции типа ухода в себя, в алкоголь и наркотики, иногда ярость или расстройство сознания. Отвержение – оцепенение защищают Я от травматической ситуации.

Стадия III – период колебания (отвержение и оцепенение – навязчивые воспроизведения). Навязчивые воспроизведения – это идеи, образы, «эмоциональные атаки», вызываемые внешними событиями, которые включают повторяющиеся неожиданные видения события и реакции страха с чувственными или ассоциативными напоминаниями о событии. Человек в отчаянии, он не способен ни работать, ни общаться с другими людьми. Колебания между отвержением – оцепенением и вторжениями продолжается до момента, пока информация не будет полностью переработана.

Стадия IV – переход (переработка), этой стадии свойственны состояния тревожности и депрессии.

Стадия V – интеграция (завершение переработки информации). Относительное завершение реакции выражается в неспособности личности работать, творить, испытывать эмоции. Это состояние описывает метафора «Часть меня как будто умерла». Этот период может длиться достаточно долго, при этом симптоматика, хотя и достаточно мягкая, не исчезнет.

Первичная эмоциональная реакция;

Отрицание – избегание мыслей о травме;

Чередование отрицания и вторжения этих мыслей;

Переработка травматического опыта.

Принимая во внимание, что длительность процесса ответного реагирования может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, М. Горовиц выделил три стиля отсроченного ответного реагирования: истерический, обсессивный, парциссический.

Интенсивность исследований психологических аспектов переживания травматического стресса возросла после войны во Вьетнаме, в связи с проблемами адаптации американских ветеранов. Результаты многочисленных исследований показали, что состояние, развивающееся под воздействием психологического травматического стресса, не попало ни в одну из имеющихся в клинической практике. Последствия травмы могли проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего благополучия человека, и со временем ухудшение состояния становилось все более отчетливо выраженным. Было описано множество разнообразных симптомов подобного изменения состояния, однако долгое время не было разработано четких критериев его диагностики. Также не существовало единого названия для его обозначения.

В России изучению последствий участия в боевых действиях серьезное внимание уделялось уже в годы Великой Отечественной войны. В работах того времени нарушения, наблюдаемые у военнослужащих, чаще всего назывались «военная усталость» или «боевое истощение». Эти понятия включали симптомы, которые в последующем вошли в перечень признаков ПТСР-синдрома.

В 1980 году посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) было включено в DSM-III – американский классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией. Несмотря на то, что споры о природе этих нарушений, о целесообразности их выделения в особую категорию далеко не завершены, описательная часть концепции и критерии диагностики активно используются при выявлении подобных нарушений. Рассмотрим эти критерии более подробно, опираясь на 4-е издание руководства по диагностике психических расстройств DSМ-4

1. Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс и травмировать психику практически любого здорового человека, например серьезная угроза жизни и здоровью как своему, так и близких или друзей внезапное разрушение жилья или общественного здания и т.п.

Под «обычным» человеческим опытом понимаются такие события, как утрата близкого человека, произошедшая в силу естественных причин, хроническая тяжелая болезнь, потеря работы или семейный конфликт.

К стрессорам, способным вызвать ПТСР, относят стихийные бедствия, техногенные (антропогенные) катастрофы, вынужденное переселение, а также события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности: диверсии, террористические акты, пытки, массовое насилие, боевые действия и т.д.

2. Необходимым условием вероятного развития ПТСР является также то, что пережитое событие сопровождалось интенсивными эмоциями страха, ужаса или ощущением беспомощности индивида перед лицом драматических обстоятельств, что, собственно, и составляет основной этиологический фактор возникновения постстрессовых состояний.

Симптомы повторного переживания (интрузия) – травматическое событие постоянно переживается одним из следующих образов:

Периодические навязчивые дистрессирующие воспоминания травмирующих событий;

Периодически повторяющиеся кошмарные сновидения;

Неожиданные ощущения того, что травматические события как бы вновь переживаются (ощущение обострения в памяти и переживаниях травматических событий, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды (так называемые флешбэки)), возникают как в состоянии бодрствования, так и опьянения;

Интенсивный психологический дистресс под воздействием событий, символизирующих или имеющих сходство с аспектами травматических событий (например, годовщина травмы).

Симптомы избегания – п остоянное избегание стимулов, связанных с травмой; возникновение эмоционального оскудения; чувство безразличия к другим людям, что проявляется, по крайней мере, тремя из следующих расстройств:

Умышленные усилия избегать мыслей или чувств, связанных с травмой;

Попытки избегать каких-либо действий или ситуаций, способных стимулировать воспоминания о травме;

Неспособность вспомнить важный аспект травмы (психическая амнезия);

Снижение интереса к ранее значимым для данного человека видам активности;

Чувство отчуждения к окружающим;

Снижение способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми;

Ощущение «укороченного будущего» (неуверенность в будущей карьере, женитьбе или продолжительности жизни).

Симптомы повышенной физиологической возбудимости (гиперактивность) отражает проявление как общей повышенной возбудимости центральной нервной системы, свойственной пострадавшим с последствиями психической травмы, так и повышенной реактивности их психики в отношении специфических, своего рода «ключевых» раздражителей; проявляется по крайней мере двумя из следующих расстройств:

Трудность засыпания или поверхностный сон;

Повышенная раздражительность или вспышки гнева;

Трудности с концентрацией внимания;

Повышенная бдительность;

Избыточная реакция на внезапные раздражители;

Повышенный уровень физиологической реактивности на события, символизирующие или напоминающие аспекты травматического события.

В структуру острых стрессовых расстройств, кроме общих признаков, входит подгруппа так называемых «диссоциативных» симптомов , наблюдавшихся либо в период травмы, либо впоследствии:

Субъективное ощущение эмоциональной зависимости, «притупления» или отсутствия эмоционального реагирования;

Сужение сознания об окружающем мире («спутанность»);

Дереализация;

Деперсонализация;

Диссоциативная амнезия (неспособность вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события).

Все первичные симптомы возникают вскоре после окончания периода стресса, но могут быть отсрочены на период до шести месяцев. Все три симптома обнаруживаются при психологических воздействиях травм, независимо от их происхождения (жертвы нападений, природных катастроф, насилия, участники военных действий и т.д.).

При хроническом течении ПТСР возникают вторичные симптомы, к которым относятся чувства неспособности к деятельности, отчаяния, безнадежности, раздражительность и вспышки гнева, эпизоды агрессивного поведения, депрессии, тревога, импульсивное поведение, алкоголизм (токсикомания, наркомания), соматические проблемы, ослабление взаимосвязи с другими людьми могут наблюдаться в течение многих лет.

3. Постстресские стрессовые расстройства обусловливают клинически выраженный дистресс или нарушают социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. Этот критерий можно назвать функциональным: он связан с нарушением психологической адаптации, нарушением (или снижением) профессиональной работоспособности, разрушении семейных и дружеских связей, выключенности из общественной жизни, ухудшением качества жизнедеятельности в целом в связи с перенесенной психической травмой.

4. Временной критерий позволяет дифференцировать ПТСР и ОСР с одной стороны, и подвиды собственно ПТСР - с другой. Точкой отсчета является само по себе травмирующее событие или таковые обстоятельства. Острое стрессовое расстройство возникает в течение 1 месяца с момента травмы и продолжается от 2 дней до 4 недель, посттравматическое – спустя не менее одного месяца после травмы и имеет продолжительность более 4 недель.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств:

- острое (его не следует смешивать с острым стрессовым расстройством), развивающееся в сроки до 3 месяцев;

- хроническое, имеющее продолжительность более 3 месяцев;

- отсроченное, когда расстройство возникло спустя 6 и более месяцев после травматизации.

В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией – посттравматическими личностными расстройствами , что представляется достаточно логичным, учитывая, что присутствие хронических симптомов ПТСР часто отметается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.

Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых нарушений представлена на схеме 1.


Похожая информация.


Дань, взимаемая травматическим стрессом с эмоционального благополучия, — интенсивные, спутанные и пугающие переживания. И эти эмоции встречаются не только у людей, переживших травматическое событие. Экстренные новости — яркое свидетельство того, как мы бомбардируемся ужасающими снимками природных катастроф, жетоских перступлений и террористических атак — почти в тот же момент, когда они происходят где-то в мире. Повторяющееся воздействие способно запустить травматический стресс и оставить вас с чувствами безнадежности и беспомощности. Были ли вы непосредственно вовлечены в травматическое событие или же соприкоснулись с ним уже после, существуют шаги, которые вы способны предпринять, чтобы восстановить эмоциональное равновесие и вновь обрести контроль над жизнью.

Что такое травматический стресс?

Травматический стресс — нормальная реакция на такие травматические события, как природная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие, авиакатастрофа, перестрелка или террористическая атака. Такие события запредельно стрессовы — и не только для выживших, но и также для свидетелей и даже тех, кто постоянно сталкивается с ужасающими снимками события, циркулирующими в социальных медиа и новостных источниках.

В действительности, в то время как очень маловероятно, что мы когда-либо станем непосрественными жертвами террористической атаки, к примеру, мы постоянно бомбардируемся нарушающими покой фотографиями со всего мира невинных людей, кто подвергся атаке. Просмотр этих материалов снова и снова способен перегрузить нервную систему и породить травматический стресс. Ваше чувство безопасности подтачивается, и вы остаетесь с чувствами беспомощности и ранимости в угрожающем мире,особенно если событие было делом рук других людей — перестрелка или террористический акт.

Обычно тревожные мысли и чувства травматического стресса увядают по мере того, как жизнь начинает возвращаться в нормальное русло через несколько дней или недель после события. Вы можете способствовать процессу, если будете держать в голове:

  • Люди реагируют по-разному на травматические события . Нет «правильного» или «неправильного» способа реагирования. Не говорите себе (или кому бы то ни было еще), что вы должны думать, чувствовать или делать.
  • Избегайте навязчивого повторного переживания травматического события . Повторяющееся переосмысление или повторный обзор ужасающих снимков снова и снова способны перегрузить нервную систему, что затруднит способность мыслить ясно.
  • Игнорирование чувств замедлит восстановление . Может показаться, что лучше порой избегать столкновения с чувствами, но они существуют вне зависимости от того, обращаете вы на них внимание или нет. Даже острые чувства пройдут, если просто позволить себе почувствовать то, что вы чувствуете.

Признаки и симптомы травматического стресса

Повлияло ли на вас травматическое событие непосредственно или нет, нормально чувствовать тревогу, испуг и неопределенность по поводу того, что заготовило вам будущее. Ваша нервная система оказалась перегруженной стрессом, который запустил целый спектр острых эмоций и физических реакций. Эти реакции на травматический стресс часто приходят и уходят как волны. Временами вы чувствуете себя тревожным и раздраженным, а иногда — изолированным и оцепенелым.

Нормальные эмоциональные реакции на травматические события

  • Шок и неверие . Вам может быть трудно принять реальность, признать случившееся.
  • Страх . Вы боитесь, что то, что случилось, вновь произойдет, или что вы потеряете контроль и окажетесь сломленными.
  • Грусть . Особенно, если погибли люди,которых вы знали.
  • Беспомощность . Внезапная и непредсказуемая природа террористических атак, происшествий и природных катастроф способны оставить с чувствами уязвимости и беспомощности.
  • Гнев . Вы можете злиться на Бога или других людей, которых считаете ответственными.
  • Стыд . Особенно по поводу чувств и страхов, которые вы не в состоянии контролировать.
  • Облегчение . Вы можете чувствовать облегчение, что худшее позади. Вы также можете переживать надежду, что ваша жизнь возвращается в нормальное русло.

Нормальные физические реакции на травматические события

Важно знать, что как выглядят физические симптомы травматического стресса, чтобы они не пугали вас:

  • Тремор и трясущиеся руки
  • Тремор и трясущиеся руки
  • Тянущие ощущения в животе
  • Повышенное сердцебиение
  • Головокружение и слабость
  • Учащенное дыхание
  • Холодный пот
  • Ком в горле, удушливость
  • Скачущие быстрые мысли

Хотя эти реакции на травматический стресс нормальны, если симптомы не ослабевают и нервная система остается «оцепеневшей», неспособной двигаться дальше продолжительного времени от события, возможно, вы столкнулись с пост-травматическим стрессовым расстройством.

В то время как некоторые из выживших или свидетелей травматического события иногда восстанавливают контроль за счет просмотра медиа-материалов события или наблюдая за восстановительными работами, для других людей повторные напоминания оказывают дальнейшее травматизирующее влияние. Чрезмерное увлечение снимками тревожного события (повторный просмотр видео, чтение новостных сайтов) даже способно породить травматический стресс у людей, кто не был непосредственным участником события.

  • Ограничьте воздействие медиа-материалов, посвященных травматическому событию . Не просматривайте новости и не проверяйте социальные сети перед сном, воздержитесь от повторного просмотра тревожных фильмов.
  • Постарайтесь избежать фото и видеоматериалов, вызывающих стресс . Если вы хотите быть в курсе событий, лучше прочтите газету, вместо просмотра телевизора или видео в интернете.
  • Если материалы медиа приводят к перегрузке, полностью откажитесь на время от новостей . Избегайте новостей по телевизору и в газетах, прекратите проверять социальные сети до тех пор, пока симптомы травматического стресса не снизятся и вы не сможете двигаться дальше.

Травматический стресс способен приводить к самым разным переживаниям — от трудных до удивляющих, включая шок, злость и вину. Эти эмоции — нормальная реакция на утрату безопасности (равно как и жизни, конечности бытия и собственности), которая приходит после катастрофы. Принятие чувств и дозволение себе испытывать то, что вы чувствуете, — необходимо для излечения.

Совладание с болезненными эмоциями травматического стресса

  • Дайте себе время, чтобы исцелиться и оплакать любые утраты, с которыми вы столкнулись.
  • Не пытайтесь насильственно ускорять процесс исцеления.
  • Будьте терпеливы по отношению к темпу выздоровления.
  • Позвольте себе почувствовать любые переживания, связанные с осуждением и виной.
  • Будьте готовы к трудным и изменчивым эмоциям.

Преодоление травматического стресса — история о том, чтобы начать действовать. Позитивные действия помогут преодолеть чувства страха, беспомощности и безнадежности — даже небольшие поступки сыграют большую роль.

  • Участвуйте в волонтерских мероприятиях, которые важны для вас. Волонтерство не только поможет быть с другими, но также и бросит вызов чувству беспомощности, которое вносит вклад в травму.
  • Если формальное волонтерство подразумевает для вас слишком большую приверженность, помните, что просто быть полезным и дружелюбным к другим способно высвободить удовольствие, снижающее стресс, и бросить вызов чувству беспомощности. Помогите соседу донести покупки, придержите дверь незнакомому человеку, улыбнитесь людям, с которыми видетесь в течение дня.
  • Общайтесь с другими людьми, на которых повлияло травматическое события, и участвуйте в мемориалах, мероприятиях и других публичных ритуалах. Чувство связанности с другими людьми и воспоминание об утраченной и сломленной жизни во время этих событий помогут преодолеть чувства беспомощности, которые часто сопровождают трагедию.

Возможно, это последнее, о чем вы подумаете или чего захотите, когда сталкиваетесь с травматическим стрессом, но тренировки помогут выжечь адреналин и высвободить эндорфины, которые позволят почувствовать себя хорошо и поднимут настроение. Физическая активность, выполняемая вместе с техникой «полной осознанности», выведет нервную систему из «оцепенения» и поможет двигаться дальше после травматического события.

  • Ритмические упражнения и тренировки, которые вовлекают сразу и руки, и ноги (прогулки, бег, плаванье, баскетбол, танцы) — хороший выбор.
  • Чтобы добавить элемент «осознанности», сфокусируйтесь на теле и том, что вы чувствуете, когда двигаетесь. Заметьте ощущения от ног, касающихся земли, например, или ритм дыхания, или чувство от ветра на коже.
  • Скалолазание, бокс и тренировки на снижение веса или боевые искусства упростят задачу фокусировки на движениях тела — просто потому, что если вы не станете.этого делать, то получите травму.
  • Если вы боретесь с тем, чтобы найти энергию или мотивацию для тренировок, начните с танцев или движений под любимую музыку. Как только вы начнете двигаться, вы сразу почувствуете себя более энергичным.
  • Нацельтесь на 30 минут или более тренировок каждый день — или, если это проще, на три десятиминутных вспышки тренировок — это так же хорошо.

У вас может возникнуть искушение отстраниться от друзей и социальных активностей после травматического события, но общение лицом к лицу с другими людьми — критически важно для выздоровления. Простой разговор лицом к лицу с другим человеческим существом высвободит гормоны, облегчающие травматический стресс. Даже простой обмен несколькими словами или дружеский взгляд помогут успокоить нервную систему.

  • Обращение к другим людям не обязательно означает разговор о травматическом событии. Комфорт приходит из чувства связности и увлеченности другими людьми, которые вы доверяете.
  • Участвуйте в «нормальной» активности с друзьями и любимыми — во всем,что не имеет ничего общего с событием, запустившем травматический стресс.
  • Если вы живете один или ваше социальное окружение ограничено, никогда не поздно обратиться к другим и завести новых друзей .
  • Воспользуйтесь преимуществами групп поддержки, церковных сборов и общественных организаций. Присоединитесь к спортивной команде или к клубу по хобби, чтобы встретить людей с похожими интересами.

Хотя некоторое количество стресса — нормально и даже бывает полезным, когда вы сталкиваетесь с вызовами, связанными с последствиями катастрофы или трагического события, слишком большой стресс помешает выздоровлению.

  • Осознанное дыхание . Чтобы быстро успокоить себя в любой ситуации, просто сделайте 60 вдохов, сфокусировавшись на каждом из них.
  • Сенсорные ощущения . Чувствуете ли вы себя спокойно, когда слушаете тихую песню? Или вдыхаете запах кофе? Или теребите домашнего питомца и это позволяет вам лучше концентрироваться? Каждый реагирует по-своему на сенсорную стимуляцию, поэтому поэкспериментируйте, чтобы найти то, что лучше всего сработает для вас. И прочитайте нашу статью, «Как облегчить стресс мгновенно ».

Выделите время на расслабление

  • Практикуйте такие техники релаксации , как медитация, йога или тай цзы.
  • Запланируйте время на активности, которые приносят вам радость — любимое хобби или приятное развлечение, болтовня с заветным другом.
  • Используйте время безделья для расслабления . Почитайте книгу, примите ванну или насладитесь будоражащим или смешным фильмом.
  • Спите достаточно . Недостаток сна приводит к значительному стрессу для сознания и тела, что затрудняет приведения себя в эмоциональное равновесие. Нацельтесь на 7-9 часов освежающего сна каждую ночь .

Переструктурируйте повседневность для успокоения

Привычность приводит к успокоению. После травматического стресса возвращение к нормальной повседневности в той мере, насколько это возможно, поможет минимизировать стресс.

  • Даже если работа или школе оказались разрушенными, структурируйте свой день за счет регулярного приема пищи, сна, тренировок и проведения времени с друзьями.
  • Делайте то, что поддержит сознание занятым (читайте, смотрите фильмы, готовьте, играйте с детьми), чтобы не оказаться слишком увлеченным травматическим событием.

Как почувствовать себя приземленным во время травматического стресса

Сядьте в кресло, почувствуйте, как ноги касаются пола, а спина опирается на спинку. Оглянитесь вокруг и выберите шесть предметов, имеющих красные и синие цвета. Это поможет почувствовать себя в настоящем, более приземленным к реальности. Обратите внимание, как дыхание становится более глубоким и более спокойным. Или же выйдите на улицу и найдите умиротворяющее место — сядьте на траву или опуститесь на землю.

 

 

Это интересно: