→ Нарушения развития речи у детей и их коррекция. Виды речевых нарушений у детей Нарушения речи у детей страдающих психическими расстройствами

Нарушения развития речи у детей и их коррекция. Виды речевых нарушений у детей Нарушения речи у детей страдающих психическими расстройствами

2.4.1. Дислалия - нарушение звукопроизношения При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка, данные дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи. Функциональная дислалия чаще всего связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье («сюсюканьем», использованием «нянькиного языка» при общении взрослых с ребенком); неправильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия. Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые в раннем дошкольном возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смещение звуков речи двух языковых систем. У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции (свистящих, шипящих, р, л). Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. В логопедической практике нарушения произношения звуков носят следующие названия: сигматизм (недостаток произношения свистящих и шипящих звуков); ротацизм (недостаток произношения звуков р-р’); ламбдацизм (недостаток произношения звуков л-л’); дефекты произношения нёбных звуков (недостаток произношения звуков к-к’, г-г’, х-х’, й); дефекты озвончения (вместо звонких звуков произносятся их глухие пары); дефекты смягчения (вместо твердых звуков произносятся их мягкие пары). У детей с дислалией, как правило, не отмечается нарушений речевого развития, т. е. лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой. Известно, что формирование нормативного звукопроизношения у детей происходит постепенно до четырех лет. Если в у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к логопеду. Однако специальную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи при ее нарушении можно начинать и раньше.

2.4.2. Нарушения голоса Нарушение голоса - это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Различают частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр) - дисфония и полное отсутствие голоса - афония . Нарушения голоса, возникающие в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений, относят к органическим . Это дисфонии и афонии при хронических ларингитах, параличах мышц гортани, опухолях и состояниях после хирургических вмешательств на гортани и мягком нёбе. Функциональные нарушения голоса также проявляются в афонии и дисфонии. Они являются более распространенными и более многообразными. Эти нарушения связаны с голосовым переутомлением, различными инфекционными заболеваниями, а также психотравмирующими ситуациями. Голос человека, страдающего дисфонией, ощущается слушателем как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций. Нарушения голоса встречаются как у взрослых, так и у детей. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13-15 лет, что связано с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Этот период развития голоса называется мутационным. В это время подростку необходим охранительный голосовой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которыхсвязана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.

2.4.3. Ринолалия Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины (незаращения) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за назализованности (гнусавости) голоса и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. В тяжелых случаях речь ребенка не понятна для окружающих. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии обусловливают отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.

2.4.4. Дизартрия Дизартрия - нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервной системы главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни нередко на фоне церебрального паралича. Детский церебральный паралич (ДЦП) включает большую группу двигательных нарушений, которые развиваются при органическом поражении двигательных систем мозга. У таких детей отмечаются отставание в моторном развитии, нарушения произвольных движений, дизонтогенез в формировании двигательных навыков. Двигательные нарушения могут быть выражены в разной степени: от паралича рук и ног до незначительных отклонений в движении органов артикуляции. Такие дети позже, чем их здоровые сверстники, начинают сидеть, стоять, ходить, говорить. При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии бывает разной: от полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы. Различают несколько клинических форм дизартрии, характер которых связан с местом органического поражения нервной системы. В детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени. Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. У таких детей чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с-с’, з-з’, ц, ш, щ, ж, ч, р-р’, л-л’). В целом произношение звуков нечеткое, смазанное («каша во рту»). Голос таких детей может быть слабым, хрипловатым, назализованным. Речь малоинтонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие таких детей, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляют с трудом. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словаря, недостаточное владение грамматическим и конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением таких детей затруднен. Почерк неровный, буквы несоразмерные, дети с большим трудом овладевают скорописью, наблюдаются стойкие специфические ошибки письма (дисграфия). Чтение вслух у таких детей интонационно неокрашено, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Они допускают большое количество ошибок прочтения (дислексия). Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.

2.4.5. Заикание Заикание - нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы. Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. Кроме речевых судорог у заикающихся наблюдается целый ряд особенностей. Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притоптыванием и т. п. Заикающиеся часто используют в своей речи многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п. Использование таких слов у заикающихся носит навязчивый характер. В 10-12 лет у заикающихся подростков нередко появляется осознание своего дефекта речи, а в связи с этим боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на свой речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок. В этом возрасте у заикающихся начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач - логофобия. Эмоциональная реакция в виде логофобии усиливает речевые запинки в момент общения. Логофобия, как правило, особенно ярко проявляется в определенных ситуациях: разговоре по телефону, ответе у доски, при общении в магазине и т. п. В связи с этим появляются реакция избегания таких ситуаций и ограничение речевого общения. Часто логофобия у подростков приводит к отказу отвечать устно перед классом, подростки просят учителей опрашивать их либо письменно, либо после уроков. В то же время при общении на перемене, с близкими друзьями, дома с родными заикающиеся могут говорить достаточно плавно и свободно. Несмотря на речевые и психологические трудности, возникающие у таких подростков, учителю не следует заменять устные ответы заикающихся на письменные. В связи с тем что в период школьного обучения активно формируется связная контекстная речь, перевод заикающегося подростка на письменную форму речи отрицательно сказывается на формировании монологического высказывания в целом. Кроме этого отсутствие речевой практики в условиях учебной деятельности отрицательно сказывается на всех сторонах устной речи, а главное, на речевом общении. Для преодоления речевого дефекта заикающемуся требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях, когда заикание имеет затяжной характер (подростки, взрослые), - также помощь психолога.

2.4.6. Алалия Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают главным образом две формы алалии: экспрессивную и импрессивную. При экспрессив н ой (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания, в которых могут наблюдаться разнообразные ошибки. В соответствии с этим степень компенсации речевого дефекта в результате логопедического воздействия может быть различной. Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации. Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия, которое может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Соответственно дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхолалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно неполноценных. У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется, поэтому им необходима длительная логопедическая помощь. Коррекционная работа с такими детьми последовательно осуществляется в специальных дошкольных учреждениях, а затем в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2.4.7. Афазия Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражения ми головного мозга. При афазии главным образом поражаются определенные зоны доминантного по речи полушария. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение либо понимания речи, либо ее производства. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность как понимать речь окружающих, так и говорить. Данное речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста в результате тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазию диагностируют в тех случаях, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. В этих случаях афазия приводит не только к нарушению дальнейшего ее развития, но и к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность. При афазии логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом реабилитационных воздействий. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения.

2.4.8. Нарушение развития речи Психолого-педагогический подход к анализуречевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р.Е.Левиной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разными формами речевой патологии, позволил выделить общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р. Е.Левина). Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста. Первый уровень - самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания («бо-бо», «ав-ав»), а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении («кука» - кукла, «ават» - кровать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов («би-би» - машина, самолет, поезд, ехать, лететь). Высказывания детей могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых. Правильно произносимые звуки нестойки и в речи могут искажаться и заменяться. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Фонематическое восприятие нарушено грубо. дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (молоко -молоток, мишка -миска). до трех лет эти дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно. Преодоление речевого недоразвития требует систематической работы с логопедом. Дети с первым уровнем речевого развития должны обучаться в специальном дошкольном учреждении. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие дети в дальнейшем нуждаются в длительном обучении в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети

более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм («игаю кука» - играю с куклой). Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки («тевики» - снеговики, «виметь» - медведь). При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия. Дети со вторым уровнем речевого развития нуждаются в специальном логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так и школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. Однако в зависимости от степени этой компенсации дети могут быть направлены как в общеобразовательную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны получать систематическую логопедическую помощь, так как овладение письмом и чтением у этих детей затруднено. Третий уровень - дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетикофонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже. Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затруднения при овладении письмом и чтением, нередко имеются специфические нарушения письма и чтения. У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени. Звукопроизношение может быть ненарушенным, но «смазанным» либо страдать в отношении двух-пяти звуков. Фонематическое восприятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ отстают в развитии от нормы. В устных высказываниях такие дети допускают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой характер. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразовательной школе, хотя успеваемость у них низкая. Они испытывают определенные трудности при передаче содержания учебного материала, часто отмечаются специфические ошибки письма и чтения. Эти дети также нуждаются в систематической логопедической помощи. Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка. Среди детей с нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной. К ним относятся дети, у которых наблюдаются: неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (свистящих, шипящих, л, р); недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами. В устной речи у детей с ФФН могут наблюдаться следующие отклонения в звукопроизношении: отсутствие звука (кука» -рука); замена одного звука другим определенным звуком («суба» - шуба, «лука» - рука); смещения тех звуков, которые входят в состав определенных фонетических групп. Наблюдается неустойчивое употребление этих звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. У детей с ФФН нарушено формирование фонематического анализа и синтеза. Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы. Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе.

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства:

  • дислалия;
  • нарушения голоса;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» - «сапка», не «рак», а «лак».

Ринолалия

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи.

Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Дизартрия

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение - дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи:

  • звукопроизношение;
  • голос;
  • речевое дыхание;
  • интонация;
  • общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это - не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Алалия

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов.

С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания.

Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга.

Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д.

Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций.

Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия включающего:

  • медикаментозное лечение;
  • транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС);
  • логопедические коррекционные занятия с пациентом.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

Расстройство речи может являться симптомом

К каким врачам обращаться при расстройстве речи

Вопросы и ответы по теме "Нарушения речи"

Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?

Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

По нормам, установленным педагогами, врачами и специалистами-логопедами, к 5-6 годам малыш должен полностью владеть родной речью и чисто произносить все звуки. Однако у большей части детей возникают проблемы с произношением того или иного звука, которые можно решить своевременной коррекцией. Это относится не только к сложным для проговаривания звукам, запинкам в процессе говорения, построения фраз, но и к проблемам с речью в целом.

Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

  • Заболевания нервной системы, внутриутробные пороки развития, травмы, полученные при родах, и болезни, перенесенные в младенчестве;
  • Патологии рта, языка, голосовых связок, изменение формы челюсти и зубов, повреждения мягкого и твердого неба;
  • Подавление эмоционально-волевой сферы, которая тесно связана с речью. Возможно, ребенок живет в неблагоприятных условиях, подвержен постоянному стрессу или лишен эмоционального контакта со значимым взрослым и общения со сверстниками;
  • Еще она причина торможения речевого развития, появляющаяся гораздо чаще – неправильное развитие и неправильный уход за ребенком в самом раннем возрасте, до двух-трех лет. Перед тем, как начать произносить слова, малыш должен натренировать свой речевой аппарат, научиться издавать звуки, контролировать движения губ и языка. Есть интересное наблюдение: дети, которые долгое время находились на грудном вскармливании, начинают говорить раньше и лучше, чем те, кого кормили из бутылочки. Это связано с тем, что питание из бутылочек требует от ребенка меньших усилий, чем высасывание молока из груди. Не менее важно развитие мелкой моторики у детей, потому что именно моторика связана с развитием центральной нервной системы и головного мозга. Именно поэтому современные педиатры не рекомендуют пеленать детей, давая малышам возможность раньше научиться управлять своими ручками и пальчиками.

Еще вреднее для речевого развития детей переучивание левшей на правую руку. У правшей центр Вернике и зона Брока, областей мозга, отвечающих за распознавание речи, звукоподражание и артикуляцию, с рождения расположены в левом полушарии, а у левшей – в правом. Если приучать детей постоянно работать не той рукой, переучивать левшу на правую руку, то центры речи в мозге могут полностью или частично сместиться в другое полушарие, что вызовет торможение формирования всего речевого аппарата, затруднение звукопроизношения и заикание.

Часто нарушения речи у детей не имеют связи с повреждением центральной нервной системы. Родителям, чей ребенок начал неверно произносить звуки, стоит присмотреться к окружению малыша и прислушаться к собственной речи. Дети склонны к повторению и подражанию, и если с ними постоянно сюсюкают, не проговаривая сложные звуки, то дети запоминают этот вариант произношения, как правильный, и неверно говорят очень долго, не понимая, что не нравится взрослым в их речи.

Особенности развития речи у детей с аутизмом и ДЦП

Аутизм – довольно распространенное генетическое заболевание, которое влияет и на развитие интеллекта детей, и на развитие речи.
Обычно дети, страдающие аутизмом, начинают говорить раньше своих сверстников, но к двум годам ребенок замыкается и замолкает. Малыш может изредка беседовать сам с собой или говорить во сне, но контакта с окружающими при этом у него не будет. Вместе с потерей коммуникации замедляется и речевое развитие, теряется жестикуляция, подражание. Дети даже с легкой степенью аутизма редко обладают полноценной речью, хотя прекрасно понимают слова, обращенные к ним.

ДЦП – еще одно заболевание, которое вызывает нарушение речевых функций и недоразвитие речевого аппарата. При заболевании центральной нервной системы, характерном при ДЦП, страдают некоторые участки мозга, и если задет центр Брока-Вернике, то ребенок может вовсе не начать говорить или начать намного позже сверстников. Второй аспект ДЦП – поражение периферической нервной системы и отсутствие контроля над своим телом, снижение тонуса губ, нижней челюсти, щек и языка.

Дети, страдающе ДЦП, могут догнать своих сверстников, если с ними регулярно заниматься, выполнять специальные упражнения и звуковую гимнастику для развития речи и всего речевого аппарата, и развивать мелкую моторику .

Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Существует два официальные общепризнанные педагогических типологии нарушений или дефектов речевого развития: клиническая и психологическая. Первая группа тесно связана с медициной и рассматривает речевые нарушения как часть или симптом соматической болезни, которую необходимо вылечить. Психолого-педагогическая система больше опирается на частные случаи, оценивая и исправляя звукопроизношение каждого конкретного ребенка.

Клинико-педагогическая система делит все нарушения речи у малышей на две группы: нарушения устной и письменной речи.

Дефекты произношения:

  • Дисфония или афония – расстройство голосовых связок, отсутствие голоса;
  • Ринолалия, которую некоторые психологи выделяют в отдельную категорию. Это частный случай нарушения тембра голоса из-за патологий рта, губ, гортани. Воздух при ринолалии не проходит через нос, и ребенок начинает гнусавить;
  • Брадилалия – ускорение речи, патологическое и чрезмерное;
  • Тахилалия – замедление речи;
  • Дислалия – нарушение произнесения определенных звуков. Обычно логопеды работают с этим нарушением речевого развития, с помощью психолого-педагогической системы. Дислалия бывает простой и сложной, в простом случае ребенок не выговаривает один или несколько похожих звуков (например, свистящие, или только «Р», или только «Л» и т.п.), а в сложном случае – несколько звуков из разных категорий;
  • Дизартрия – нарушение артикуляции и произношения, отсутствие подвижности рта, поражение нервов губ, языка и других органов;
  • Заикание – сбои в темпоритме речи из-за судороги мышц рта и гортани, логоневроза.

Отдельно выделяют нарушение речевого развития из-за травм или недостаточного развития мозга. При таких поражениях у ребенка нет даже внутренней речи:

  • Алалия – нарушение вследствие повреждения речевых центров;
  • Афазия – поражение прочих отделов мозга, повлиявшее на речь.

Нарушения письменной речи:

  • Дисграфия – непонимание ребенком процесса письма, неспособность овладеть им;
  • Дислексия – аналогичное нарушение, связанное с непониманием букв при чтении, неспособностью распознать и воспроизвести звуки.

Психолого-педагогическая систематизация работает с частными случаями неправильного звукопроизношения, из которых выводится статистика и на которых строится система. В этой системе специалисты отслеживают и произношение, и построение фраз, и звуки. Психолого-педагогическая система учета выделяет 2 типа нарушений речевого развития: нарушение средств общения и нарушение применения этих средств.

Нарушение средств общения:

  • Общее недоразвитие речи, когда дети почти неспособны говорить;
  • Частичное недоразвитие, когда ребенок не может произнести некоторых звуков.

К нарушениям применения средств общения относится заикание, а некоторые логопеды относят к этому же разделу речевой негативизм, явление, когда ребенок способен разговаривать, но отказывается это делать.

Общее недоразвитие делится на четыре уровня:

  • В речи детей почти нет слов, а общение происходит посредством звуков и жестов. При этом физических патологий нет;
  • Присутствуют простые короткие слова, часто искаженные. Дети 5-6 лет с таким дефектом речи разговаривают как двухлетние, но их речь можно понять;
  • Ребенок говорит целыми фразами, но с нарушением правил их построения и дефектами произношения. Дети с третьим уровнем недоразвития способны общаться с окружающими, но только с участием взрослого;
  • Легкие нарушения устной речи, построения и произношения фраз. Дети с трудом овладевают письменной речью, и часто им ставят сопутствующий диагноз – дисграфию.

Дети с нарушениями речи и ее развития обычно замкнуты, застенчивы. Если они посещают детский сад, то обычно их записывают в логопедическую группу, в окружении сверстников, которые тоже плохо говорят, дети чувствуют себя гораздо увереннее. Часто ребенок, имеющий проблемы с речью, отстает в развитии, что особенно отражается на интеллекте и воле, концентрации внимания, логике. Часто отмечается плохая координация и слабая мелкая моторика.

Заикание

Этот дефект встречается столь же часто, как дислалия, а запинки при построении фраз или произношении сложных слов появляются у 80% детей. Особенно это характерно в 2-4 года, когда пробуждается сознание, и ребенок начинает говорить осознанно, а не просто выдавать случайные наборы слов и звуков.

Повторение слогов и отдельных звуков по нескольку раз в этом возрасте – вполне нормальное явление, нормальный этап формирования речи.
Если ребенок делает паузы или повторяет отдельные слоги по нескольку раз – это не заикание, а развитие и обучение, которое окончится к четырем-пяти годам.

Кроме того, ребенок может начать запинаться, если он говорит очень быстро, или волнуется, если на него оказывается давление. Такое заикание не имеет ничего общего с медицинским диагнозом и иногда встречается даже у взрослых.

Под влиянием взрослых, в спокойной дружелюбной атмосфере, ребенок со временем начнет говорить правильно. Но запинки могут сохраняться довольно долго, особенно если у малыша нет контакта с социумом или контакты большей частью негативные. Если заикание вызвано общим недоразвитием речи или другими соматическими заболеваниями, то оно тоже может сохраняться довольно долго.

Чтобы период запинок прошел быстрее, не нужно давить на малыша, просить его говорить понятнее, медленнее, не нужно смеяться над ним и просить помолчать. Лучше всего дети развиваются в спокойной дружелюбной атмосфере, без ругани, криков и насмешек.

Клиническое заикание сможет вылечить только логопед. Лечение следует начинать как можно раньше, предварительно проконсультировавшись с неврологом и педиатром. Часто первичное заикание можно вылечить, просто создав в семье хороший психологический климат. Необходимо следить за режимом дня малыша, следить, чтобы он чаще гулял на свежем воздухе и спал необходимое количество времени. Психологи также рекомендуют убрать раздражающие нервную систему факторы, такие как телевизор, компьютерные игры и т.п.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речевого развития у детей начинается во внутриутробном периоде. Так как многие дефекты речи имеют неврологическую природу, связанную с поражением головного мозга и нервной системы, маме следует тщательно следить за своим здоровьем и течением беременности.

Профилактика речевых нарушений у новорожденных и подрастающих детей главным образом относится к предоставлению им свободы движений. Младенцев не нужно пеленать слишком туго и часто, а с подросшими детьми стоит играть в игры, развивающие мелкую моторику.

Проведение работы по развитию мелкой моторики пальцев будет полезно в любом возрасте, если у ребенка появились проблемы с речью. Область мозга, отвечающая за артикуляцию, отвечает также и за мелкую моторику, поэтому пальчиковые игры, перебирание мелких предметов и массаж ладошек положительно повлияют на речь малыша.

Профилактика речевых нарушений – огромная и важная задача, которая стоит перед каждым родителем. Если ребенок здоров, развивается свободно и растет в атмосфере добра и любви, то он очень скоро начнет говорить чисто и без запинок, радуя родителей выученными стишками и песенками.

Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, голосовые связки, головной мозг. Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры. Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.

Как проходит нормальное речевое развитие ребенка

Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:

  • 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
  • 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
  • 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову - «му-му».
  • 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно - это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
  • 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».

Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.

Причины развития речевых расстройств у детей

Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:

  • Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
  • Травмы во время родов.
  • Отягощенная наследственность - родственники страдали речевыми нарушениями.
  • Вредные привычки матери в период беременности.
  • Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
  • Асфиксия новорожденного - кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
  • Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
  • Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
  • Инфекции нервной системы - менингит, энцефалит.
  • Ушибы головного мозга вследствие травм.

Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.

Виды нарушений речи у детей и их проявления

Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:

  • Дисфония - проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
  • Брадилалия - замедленное воспроизведение звуков и слов.
  • Тахилалия - ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
  • Заикание - связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
  • Дислалия - нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
  • Ринолалия (гнусавость) - ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
  • Дизартрия - связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, голосовых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.

Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.

Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат

Тяжелые расстройства речи у детей

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение. Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР). Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:

  • Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
  • Афазия Брока - расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
  • Афазия Вернике - в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
  • Алалия - полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
  • Дизартрия - нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.

При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами. Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми. Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.

Особенности детей с расстройствами речи

Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:

  • Плохая память.
  • Забывчивость.
  • Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
  • Невнимательность.
  • Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
  • Частые головные боли.
  • Головокружения на уроках.
  • Нередко встречается резкая смена настроения.
  • Вспыльчивость.
  • Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
  • Высокая двигательная активность.
  • Неусидчивость на уроках.
  • Игнорирование замечаний учителя.

Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях - на приемах у логопеда.

Когда нужно обращаться к специалисту

Главное правило, которое обязаны помнить родители - постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:

  • Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
  • Вовсе не издает звуков.
  • В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
  • Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
  • Не произносит легких предложений после 2-х лет.
  • Заикается.
  • Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
  • Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
  • Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
  • Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.

Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии

Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.

Методы коррекции речевых расстройств у детей

Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:

  • Артикуляционные занятия - деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
  • Тренировка мышечного аппарата - воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
  • Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
  • Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.

Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.

Профилактика речевых расстройств в детском возрасте

Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте. Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки. Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:

  • Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
  • Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
  • Не прерывать малыша, когда он говорит.
  • Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
  • Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
  • Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
  • Не говорить нецензурных слов.
  • Играть в развивающие игры.
  • Учить ребенка буквам с года или ранее.

Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком - самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.

Ребенок не говорит, хотя по возрасту уже пора. Ждать или беспокоиться? Как определить причину задержки речевого развития?

Если малыш в 1 год не говорит слов или к 2 годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.

Безусловно, у ряда детей лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако в некоторых случаях ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

В зависимости от уровня поражения существуют различные варианты речевых нарушений .

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков, называется дислалией . При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия . Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания — ДЦП, органическое поражение мозга. Однако часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае намного труднее, и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия . Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия . Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы .
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться неправильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией . У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  • В детском возрасте также встречается реактивный мутизм . Это немота, возникшая у ребенка, владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения мы расскажем в отдельной статье.
  • Отставание в речевом развитии может быть следствием , или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
  • Нельзя забывать, что речь формируется как . Очень часто родители не догадываются, что у ребенка .

Нельзя недооценивать влияния речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Что необходимо в первую очередь , если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.

В Центре нейротерапии Института мозга человека Российской академии наук (Санкт-Петербург) разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации . В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая — в 10 раз меньше, чем при электрофорезе. Данный метод позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать функциональные резервы и не имеет осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые зоны мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память.

Чутко Леонид Семенович заведующий Центром нейротерапии Института мозга человека РАН,
д.м.н., врач-невролог высшей категории Ливинская Анна Михайловна врач-невролог Центра нейротерапии Института мозга человека РАН

 

 

Это интересно: