→ Провалы рынка внешние эффекты. Внешние эффекты как проявление провалов рынка

Провалы рынка внешние эффекты. Внешние эффекты как проявление провалов рынка

Провалы рынка или фиаско рынка англ. Market Failure , является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правительство примет ряд стратегических решений, которые позволят решить эту проблему.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient ). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.

Провалы рынка – это такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать не оптимальное, или нежелательное для общества экономические решения, т.е. когда рыночные механизмы направляют деятельность фирм или независимых предпринимателей в выгодное субъективно для них направление, но не оптимальное для всего общества.

Важно!!! Такие решения – это не результат ошибок субъектов рынка или посторонних причин, а результат действий самого рынка.

Обычно выделяют следующие провалы рынка:

1.тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монополистического контроля над рынками. Конкурентная среда может привести к образованию олигополий или монополий. Рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих монополизации рынка. Отсюда возникает потребность в антимонопольном законодательстве и регулировании.

2. неравномерность распространения информации в экономической среде. Продавец обладает значительно большим информацией о своем продукте, чем покупатель. Такое явление получило название – ассиметричность информации. Затраты для получения информации доступны не всем участникам рынка. Эти затраты являются одним из главных видов транзакционных издержек. Признание затратности передачи и получения информации это одно из главных отличий современной экономической теории от неоклассических доктрин. Величина прибыли зависит не только от ресурсных …

На общественные блага не действует принцип исключительности, т.е. потребление блага одним из членов общества не уменьшает способность других пользоваться этим благом.

Сам рынок не в состоянии..,поскольку очень сложно измерить полезность, получаемую каждым членом общества при потреблении общественного блага. Соответственно невозможно определить сколько должен платить каждый за пользование общественным благом. Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов…. Рынок нейтральный и распределяем блага.

Новые доходы..результатом

Для рыночной системы характерна тенденция, концентрация богатства на одном полюсе… не противоречит принципам рынка, если оно происходит

5.Особое место занимает неспособность рынка …Экстерналиии- это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц..Экстерналии не являются результатом видом деятельности тех,

(че то пропустили)

Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в госуправленческой или производственной структуры

Основные экономические функции государства:

1. Производство общественных благ.

2. Регулирование деятельности естественных монополий – это сфера экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются с ростом объема предложения товаров и услуг, т.е. чем больше производится товаров, тем ниже издержки производства единицы продукции и соответственно цена.



В США гос-во контролирует цены на эти продукции.

Самые распространенные цены.

Налоговое выравнивание доходов.

Поддержание макроэкономической стабильности – деятельность государства направленная на ликвидацию инфляции, безработицы, экономического кризиса.

Экономический цикл – подъем, пик, падение, кризис, топтание

Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов используемых производственных ресурсов на основе уже существующей технологии. Через экстенсивный тип экономического роста прошли практически все государства, в частности, в период индустриализации, когда создавались основы современной экономики.

Интенсивный тип экономического роста предполагает увеличение объемов, выпускаемой продукции, предполагает увеличение продукции за счет улучшения использования существующих ресурсов уже имеющихся ресурсов. Можно сказать что экстенсивный тип делает упор на количественные факторы, а интенсивный тип на качественные факторы.

Совершенствование технологии предполагает повышение производительности труда, ресурса и энергосбережения. Строго говоря, на практике не существует чисто экстенсивного или чисто интенсивного типа экономического роста. В реальной жизни существует тесное взаимодействие различный факторов, в частности, более корректно будет говорить о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типе экономического роста.

В Советском Союзе в большая часть его истории господствовал приемущественно экстенсивный. В период индустриализации в торговый оборот было вовлечено огромное количество ресурсо и трудовой силы за счет экономических ресурсов, за счет различных ресурсов и сельких жителей.

Как известно, Советский Союз обладал огромным количеством природных ресурсов и до определенного времени (примерно до начала 70х годов) большими ресурсами рабочей силы. Однако, начиная с этого периода все более острой становится проблема нехватки рабочей силы.

В развитых странах Запада начинается более(начиная со второй половины 20 века) начинается переход на преимущественно интенсивный тип экономического роста. Это выражалось в создании новых отраслей промышленности, таких как электронная, и переход на все более совершенные технологии. В массовом порядке происходила модернизация и реконструкция производства, в результате чего, практически при тех же объемах производственных ресурсах, прежде всего за счет производительности труда, происходило резкое увеличение производимой продукции.

В Советском Союзе много говорилось о необходимости такого же перехода от экстенсивного к интенсивному типу. Но на практике мы продолжали развиваться по экстенсивному пути. В результате начинается более увеличиваться отставание советской экономики (по качественным показателям) от Западной (производительность труда, материалоемкость, энергоемкость выпускаемой продукции).

Проведенные исследования в ведущих развитых странах показывают устойчивую тенденцию повышения указанных факторов в обеспечении экономических фактов. Таким образом в современной России задача масштабной модернизации в числе прочих призвана решить проблему перехода на качественно новый тип экономического роста.

Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция предполагает тесное взаимодействие и переплетение национальных экономик в результате чего возникает единый воспроизводственный процесс, т.е. участвующие в нем национальные экономики создают единый многонациональный хозяйственный комплекс.

На сегодняшний день наиболее ярким примером региональной экономической интеграции является Евросоюз, в который входят 27 стран (в его рамках действует еврозона, куда входит 17 стран). Официальным началом создания Евросоюза считается подписание римского договора в 1957 году в Риме. Его подписали Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). У каждой из этих 6ти стран уже длительное время были тесно связаны между собой, взаимодополняли друг-друга.

Причины краха рыночной экономики. Плановая экономическая система характеризуется прежде всего монопольной ролью государства во всех экономических вопросах. Государство – собственник всех экономических ресурсов. Распределяет их, определяет ассортимент и объем, выпускаемой продукции. Устанавливает цены и заработную плату для всех участников производства. Все хозяйствующие субъекты в условиях плановой экономике строго подчиняются указаниям из центра. Такая система как и все остальное имеет свои плюсы и минусы. К «+» плановой экономике относится:

1. Возможность концентрации необходимых ресурсов в кратчайшие сроки для реализации крупнейших проектов. Пример: Возникла задача создать ядерное оружие – выделяются деньги и дальше все решается и так со всеми сложнейшими задачами.

2. Способность решать сложнейшие социальные проблемы (создание бесплатного здравоохранения, отсутствие безработицы)

Недостатки плановой экономики:

1. Отсутствие эффективной системы мотивации для большинства участников экономического процесса. (уравнительное распределение)

2. Отсутствие конкуренции

3. Неэффективное использование, имеющихся ресурсов

Основные достижения плановой экономики в Советском Союзе:

1. Создана одна из самых мощных в мире экономических систем, не уступавшая США

2. Были решены основные социальные проблемы

3. Выдающиеся результаты были достигнуты в развитие фундаментальной науки и исследования космического пространства.

По мере развития плановой экономики и выходы ее на новый уровень в 70х годах начали проявляться негативные тенденции. В частности переходе от энтенсивного к интенсивному ходу развития. В итоге советская экономика в 70х годах начинает входить в период застоя. Руководство страны подчеркивало необходимость перехода на новое качество экономического роста, однако, на практике этого не наблюдается.В 70ые годы советский союз начинает испытывать недостаток рабочей силы для продолжения экстенсивного роста поскольку основной ее источник (сельское население) был практически исчерпан. Кроме того в 70ые годы советский союз столкнулся с неблагоприятными тенденциями на мировом нефтяном рынке (Нефть подскочила в цене в 4 раза, мы получали доход, а США оказали давление на Саудовскую арабию). В 80ые годы советская экономике испытала негативное воздействие следующих факторов:

1. Ввод войск в Афганистан, что потребовало огромных бюджетных расходов

2. Ликвидация последствий чернобольской аварии

3. Непродуманная антиалкогольная компания Горбачева, что привело к массовому сокращению бюджетных доходов

4. Развертывание программы СОИ (Звездные войны) и необходимость ответа на неё Рейгана.

В этих условиях в советском обществе все чаще возникает вопрос: Почему наша страна, добившаяся общепризнанных выдающихся успехов в фундаментальной науки в создании системы образования и здравоохранения, не может обеспечить столь же высокий уровень жизни для своих граждан, который уже достигли в Западно-Европейских странах. И постепенно общество приходит к выводу о необходимости смены экономической системы

Основные причины провала рынка, внешние и внутренние особенности

Рынок является системой, которая функционирует эффективно в том случае, когда задача обеспечения организации торговли на взаимовыгодных условиях реализуется полноценно. Идеальный рынок обязан сделать реальным любой обмен, если он выгодный для обеих сторон. Когда рынок неспособен выполнить свою функцию, возникает понятие провалов рынка, при этом ограниченные ресурсы распределяются нецелесообразно. Как правило, к провалам рынка относится недостаточная конкуренция, также ученые причисляют к этой категории внешние эффекты и общественные блага.

Действующая теория провалов рынка и внешние эффекты

Специалисты говорят, что к провалам рынка можно отнести внешние эффекты. При этом рынок не способен адекватно передавать информацию о цене. Ценовая политика обязана отображать объективную стоимость производства товаров, услуг. В процессе покупки-продажи участвуют производитель и клиент. Если их действия начинают оказывать влияние на третьих, непричастных к процессу торговли лиц, то речь идет о таких типах провала рынка, как внешние эффекты. Например, загрязнение окружающей среды.

Каковы последствия провала рынка: общественные блага и рыночное фиаско

Товары и услуги обладают двумя основными характеристиками. Во-первых, это свойство исключения. То есть производитель одним лицам предлагает свой товар, а другим – нет. Второе свойство – соперничество. Если единицу использует одно лицо, то другое ее использовать уже не может. Такие особенности обычно рассматриваются в условиях наличия или отсутствия конкуренции. Если товар не обладает свойствами исключения и соперничества, то его называют общественным благом. К таким относятся, например, работа милиции, космическая программа, уход за улицами населенных пунктов и многое другое. Известно, что виды провалов рынка включают в себя блага общественного значения.

Недостаточна конкуренция и основные типы провалов рынка в экономике

Также к провалам рынка относится недостаточная конкуренция. Рыночные цены должны отражать альтернативную стоимость. Если начинают проявляться пагубные эффекты извне, цены падают ниже альтернативных. В случае, когда конкуренция недостаточно высокая, цены начинают неоправданно повышаться, что может повлечь за собой рыночное фиаско. Среди причин провала рынка эта, наверное, является одной из главных. Подобная схема характерна для рынков-монополий, когда потребитель начинает получать ложный сигнал о цене. Далее могут последовать экономически необоснованные замены. Подобные ситуации сильно расшатывают рынок товаров и услуг, вносят нестабильность.

Какие другие провалы рынка можно назвать?

Также провалы рынка включают в себя инфляцию, появление безработицы. В этих случаях действия продавцов и покупателей становятся некоординируемыми. Надо отметить, что к провалам рынка не относят равномерное распределение доходов, регулирование ценообразования, принятие антимонопольного законодательства. Государство может урегулировать ситуацию рыночных фиаско. Для этого принимаются законы, которые предписывают использование оборудования, контролирующего уровень загрязнения окружающей среды. Могут также вводиться налоги, которые отражают ущерб от пагубных внешних эффектов производства. Права собственности владельцев уточняются с целью уберечь природу от загрязнения. Безусловно, провалы рынка являются очень важной экономической проблемой, требующей поиска новых путей разрешения.

Введение

В современной экономике любого государства ведущее место занимает рынок. Рынок позволяет выводить производителей на международную арену и предоставлять свои товары и услуги на высоком профессиональном уровне. Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления. Многие считают, что при наличии гражданского общества, а то есть присутствия демократии, производители имеют право на свободу в ведении своей рыночной политики, но мало кто задумывается о том, что подобный контроль необходим рынку для того, чтобы сглаживать так называемые "провалы", или как их еще называют - "фиаско рынка", которые могут серьезно навредить экономике страны. Государственное регулирование дополняет и корректирует рыночный механизм. Исходя из теории провалов рынка, главная экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынок оказываются неспособным эффективно распределять свои ресурсы. Каждый тип провала рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства, в случае провала рынка государство будет выступать в роли единственного производителя, пока не наладит равновесие рыночного механизма. Тему своей работы я считаю актуальной, так как именно сейчас российский рынок нуждается в государственном вмешательстве и налаживании экономики страны. Целью реферата является рассмотрение проблемы провалов рынка, изучение теории провалов рынка и понятие важности государственного регулирования.

Понятие «рынка» и «государства»

В экономической теории имеется множество определений рынка. Различные определения выделяют разные стороны такого сложного и многогранного феномена социально-экономической жизни человечества, рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену.

Мы будем рассматривать рынок как форму организации частной экономической деятельности людей, основанную на обязательных признаках: частная собственность, добровольность, экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция.

Субъекты рыночных отношений. Основные субъекты рынка - это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают за юридических лиц. Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.



Субъекты рынка свободно, опираясь на собственные решения, предпочтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют контрактами. Контракты - это не только те письменные договоры, которые заключили между собой продавец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса.

Чем более развита правовая система общества, его культура традиции, чем разнообразнее организации и учреждения, функционирующие в народном хозяйстве, тем большую долю занимают в контрактах неявно выраженные, подразумеваемые условия и обязательства. Например, при приеме на работу обычно не оговаривается, что работник имеет право на оплату дней, пропущенных по болезни, поскольку это право обеспечено общегосударственным законом. Поэтому теория утверждает, что отношения между участниками экономического процесса, особенно в развитых обществах, строятся на основе несовершенно сформулированных контрактов.

Вступая в контракты, субъекты рынка преследуют цель максимизации прибыли, хотя это утверждение несколько упрощенно и поэтому часто подвергается критике современной теорией.

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. В современном мире это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность - в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности.

Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Эти требования принимают форму, во-первых, ограничений (запретов) и во-вторых, предписаний (обязательных, например, необходимость регистрации фирмы). Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры, (например минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную валютный курс).

Правом и обязанностью исполнять определенные экономические функции государство наделяется обществом. Иными словами, государство получает «мандат» от общества и является его экономическим «агентом».

Во-первых, установленные государством условия носят относительный характер для экономических агентов. Хотя в праве, как известно, существуют не только императивные (обязательные), и диспозитивные нормы, допускающие выбор, последние расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.

Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд.

В-третьих, определение и защита условий экономической деятельности - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.

В-четвертых, государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. Поэтому оно не может рассматриваться как обычный субъект рынка. В сфере законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общего поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко рамки рыночных принципов.

Одна из фундаментальных характеристик рынка - конкуренция. Субъекты рынка стремятся одержать верх над союзниками. Поэтому конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами, например снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников. Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих агентов на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в - третьих, свобода входа на рынок и выхода с него.

Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях: существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкурентные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемый привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos - один и poleo - продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos - один и opsonia - закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония - сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием «рамочные условия экономической деятельности». Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике.

Понятие провалов рынка

Провал рынка или как его еще называют "фиаско рынка" - это ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование. Тот момент, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и производство необходимого количества благ, тогда говорят о провалах рынка. Ситуация, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества и называется провалами или фиаско рынка.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1. Монополия;

2. Несовершенная информация;

3. Внешние эффекты;

4. Общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров, стимулируя производство и потребление экономических благ. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, финансирование сферы образования, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и другое. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики.

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

    монополия;

    несовершенная (асимметричная) информация;

    внешние эффекты;

    производство общественных благ.

1. Наличие монополий,

прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции произ­водителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость:

Гос вме­шательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

Гос регулирования и контроля цен, объ­ема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать су­щественным улучшениям. Во многих случаях это достигается с по­мощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматри­вают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль обще­ственного сектора сводится к деятельности законодательных и пра­воохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Приме­ром может служить городской водопровод. Подвести к домам и квар­тирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водо­проводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов го­рода. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

В основе естественной монополии лежит экономия, обусловлен­ная масштабом производства. Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентра­ция экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или пре­вышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.

2. Другой вид провалов рынка - информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) эко­номических благ.

Она характеризуется преимущест­вом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Осо­бое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образова­ния, где без вмешательства государства может привести к оппор­тунистическому поведению производителей и значительному ущербу для потребителей.

Например, навязыванию пациентам врачами дополнительных услуг вплоть до излишних дорогосто­ящих операций при наличии альтернативных методов лечения заболеваний.

Существуют также отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потреби­телей, например страхование, где ущерб может быть нанесен не­достаточно информированному страховщику при заниженном уровне оценке риска клиента и установлении заниженного уровня страховой премии (взноса), например в страховании жизни и здо­ровья населения.

Данный вид провалов рынка также требует вмешательства го­сударства, в частности наличия государственного и муниципаль­ного сектора в образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование соответствующих видов деятельности, аккреди­тация учреждений и др.).

Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономи­кой является участие государства в формировании информацион­ной инфраструктуры рынка. Распространение информации, не­обходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эф­фекты.

Информационная асимметрия более характерна для отраслей сферы услуг, чем для производства товаров, поскольку купля-про­дажа услуги, обладающей свойством неосязаемости, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать ре­шение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкрет­ные полезные свойства. Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других провалов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что обществен­ный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заин­тересованных граждан.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или вы­годы (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хо­зяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно поль­зуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооруже­ний.

Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решать­ся на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обыч­но достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесооб­разнее затрачивать ресурсы государства не на создание громозд­ких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровож­дающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства опреде­ляется спецификой конкретной ситуации и практической целе­сообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные вари­анты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загряз­нения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производите­лями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образо­вания, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для по­требителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сто­рон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести эко­номический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь осно­вой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

Чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

Смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Общественное благо характеризуется двумя свойствами - не­конкурентностью (неизбирательностью) и неисключаемостью.

1. Неконкурентность означает, что потребление общественного бла­га одним человеком не уменьшает его доступность для других. Та­кое благо неконкурентно и неизбирательно, так как оно потребля­ется коллективно и предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю; следовательно, нецелесообразно назна­чать плату за его потребление. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2. Неисключаемость означает, что технически невозможно огра­ничить потребление общественных благ или такое ограничение экономически нецелесообразно из-за неприемлемо высоких затрат на предотвращение бесплатного доступа к общественному благу дополнительного потребителя, или на введение механизма его платности. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

Блага, которым присущи оба свойства в полном объеме, назы­ваются чистыми общественными благами. К ним относятся нацио­нальная оборона, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, законодательство. На практике только небольшое число экономических благ относится к чистым общественным благам. Большинство общественных благ представляют собой смешанные общественные блага, где одно из их базовых свойств (неконкурент­ность или неисключаемость) проявляется слабо или отсутствует.

 

 

Это интересно: