→ Воздушная болезнь как с ней бороться. Укачивание (Морская болезнь)

Воздушная болезнь как с ней бороться. Укачивание (Морская болезнь)

Воздушная болезнь - болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц во время полета в самолете при его качке («болтанка») или при выполнении подряд нескольких фигур пилотажа. Самолет под влиянием движения воздуха, главным образом восходящих и нисходящих воздушных потоков, может испытывать качку по продольной оси и вертикали, а также так называемые рыскающие движения. Наиболее сильная качка («болтанка») самолета бывает днем в период с 12 до 15 часов, когда под влиянием солнечного тепла происходит наиболее интенсивное перемешивание воздушных масс.

При полете на малых высотах качка самолета наблюдается чаще. В связи с тем что современные высотные реактивные пассажирские самолеты летают на больших высотах, где перемешивание воздушных масс незначительно, явлений качки на них почти не отмечается. При качке вдоль продольной оси вправо и влево, а также при рыскающих движениях самолета на человека действуют угловые ускорения. Возникающие при этих видах качки угловые ускорения относительно невелики по величине и не намного превышают пороговые физиологические раздражители. При качке, вызванной смещениями самолета по вертикали - вверх и вниз - имеют место прямолинейные ускорения, которые в несколько раз превышают физиологические пороговые раздражители для вестибулярного и отолитового аппарата.

Как возникает воздушная болезнь?

Механизм возникновения воздушной болезни и ее патогенез аналогичны морской болезни. В настоящее время считается, что основной причиной воздушной болезни являются механические раздражители, возникающие главным образом при смещении самолета по вертикали. Ускорения и изменения силы тяжести, развивающиеся при движениях самолета по вертикали, являются адекватными раздражителями вестибулярного анализатора.

Кумуляция раздражений вестибулярного анализатора может вызывать реакцию с вегетативной нервной системы в виде тошноты, рвоты, бледности кожи лица, головокружения, холодного пота.

Одновременно механические раздражители, имеющие место при качке, воздействуют на внутренние органы (органы брюшной полости и средостения способны смещаться) и многочисленные проприорецепторы, импульсы от которых, поступая в подкорковые центры, способствуют возникновению симптомокомплекса укачивания. Следует отметить, что центростремительные (радиальные) ускорения воздействуют не только на вестибулярный аппарат, но и на кровообращение, вызывая при этом соответствующие рефлексы вегетативной нервной системы.

Воздушная болезнь может развиться и по условнорефлекторному типу от одного вида самолета и воспоминания предшествовавшего случая укачивания.

Симптомы воздушной болезни

Воздушная болезнь имеет в основном ту же симптоматику, что и морская болезнь. Наиболее часто воздушная болезнь проявляется в виде тошноты, рвоты, бледности кожных покровов, холодного пота, подавленности психики. Реже отмечается затемнение сознания, астматическое состояние, диплопия, головная боль. После прекращения качки все явления укачивания, как правило, исчезают, но в течение некоторого времени могут оставаться слабость и легкое головокружение.

Летный состав в полете мало укачивается, но при совершении перелета в качестве пассажиров летчики укачиваются чаще, чем когда сами пилотируют самолет.

До 11 % пассажиров воздушного транспорта страдают от воздушной болезни.

В результате перехода к использованию на гражданских авиалиниях высотных реактивных самолетов, летающих на больших высотах, где нет качки, число пассажиров, страдающих воздушной болезнью резко сократилось.

Воздушная болезнь более легко возникает при общем переутомлении, повышенной чувствительности вестибулярного аппарата к ускорениям, органических заболеваниях центральной нервной системы, нарушении желудочной секреции, желчнокаменной и почечнокаменной болезни, гипотонии.

Большое значение, по-видимому, имеет эмоциональное состояние.

Профилактика и лечение воздушной болезни

Профилактикой воздушной болезни является также борьба с факторами, способствующими ее развитию. В этом отношении для летного состава имеет значение строгое соблюдение режима труда и отдыха. Пассажирам воздушного транспорта рекомендуется совершать перелеты после хорошего сна. Прием слишком обильной пищи так же нежелателен, как и умышленное голодание перед полетом. Пассажирам, особенно легко укачивающимся, рекомендуется или летать на высотных реактивных самолетах, или совершать перелет ночным рейсом, когда движение воздуха меньше, кроме того, во сне качка переносится легче.

Фармакодинамическое действие различных медикаментов, предложенных для борьбы с воздушной болезнью, в основном направлено на снижение парасимпатического эффекта укачивания.

К медикаментозным средствам, применяющимся для профилактики и борьбы с воздушной болезнью, относятся скополамин, атропин, гиосциамин, бром, белладонна (например, аэрон), амилнитрит и др., т. е. те же препараты, что и для лечения морской болезни.

Медикаментозные средства довольно часто предотвращают и снимают явления воздушной болезни, но иногда оказываются неэффективными.

Лекарственные формы. - препарат синтетического происхождения. Выпускается в виде таблеток по 0,015 г в упаковке по 30 штук; ампул по 1 мл 1%-ного раствора в упаковке по 10 штук. Высшие разовые дозы внутрь - 0,06 г, подкожно и внутримышечно - 0,045 г; высшие суточные дозы внутрь - 0,18 г, подкожно и внутримышечно - 0,09 г.

Лечебные свойства. обладает успокаивающим действием на ЦНС, устраняет кожный зуд, уменьшает возбуждение вестибулярного аппарата при укачивании, понижает кровяное давление.

Лекарственные формы. Комбинированный препарат. Выпускается в таблетках, содержащих анестезина 0,3 г и экстракта красавки 0,015 г, в упаковке по 12 штук.

Лечебные свойства. Препарат обладает местным обезболивающим действием, снимает спазмы желудка и кишечника, уменьшает их секреторную активность.

Показания к применению. Таблетки «Белластезин» применяют при спастических болях в желудке, пищеводе и кишечнике, а также при морской и воздушной болезни.

Правила применения. Препарат принимают внутрь по 1 таблетке 2 - 3 раза в день до еды.


Лекарственные формы

Аэрон - комплексный препарат. Состав: скополамина камфорнокислого 0,0001 г, гиосциамина камфорнокислого 0,0004 г. Выпускают в таблетках в упаковке по 10 штук. Высшие дозы внутрь: ВРД - 2 таблетки, ВСД - 4 таблетки.

Лечебные свойства

Препарат вызывает расслабление гладкой мускулатуры внутренних органов, в том числе и желудочно-кишечного тракта, что приводит к уменьшению и предотвращению тошноты и рвоты, возникающих при поездке на пароходах и самолетах. Кроме того, препарат вызывает уменьшение секреции различных желез, расширение зрачка.

Патологическое состояние, возникающее вследствие морской качки. Проявляется тошнотой, головокружением, цефалгией, рвотой, недомоганием, отклонениями в эмоциональной сфере (апатией/возбуждением), падением АД, аритмией. Диагностика осуществляется на основании типичной клинической симптоматики. С целью профессионального отбора используются инструментальные методы исследования вестибулярной функции. В зависимости от проявлений терапия проводится комбинацией нескольких препаратов следующих групп: холинолитики, противорвотные, антигистаминные, психостимуляторы, ноотропы.

Общие сведения

Морская болезнь является составной частью понятия «кинетоз» (болезнь движения), включающего различные виды укачивания: воздушную болезнь, укачивание в автомобильном транспорте, болезнь аттракционов, верховой езды. Симптомы кинетоза в соответствующих условиях выявляются у 60% детей, 30% взрослых. Морская форма относится к наиболее тяжёлым вариантам кинетоза. Сильная качка способна вызвать укачивание любого человека, лишь 3% людей абсолютно устойчивы к её воздействию. Чаще всего морская болезнь наблюдается у детей 2-12 лет, реже всего - у пожилых. Молодые люди более подвержены заболеванию, по некоторым данным, морской болезнью страдают примерно 2/3 моряков моложе 25 лет. Женщины менее устойчивы к укачиванию, чем мужчины. У детей до 2 лет симптомы патологии при морских путешествиях практически не выявляются.

Причины морской болезни

Основным этиофактором кинетоза является воздействие на вестибулярный аппарат разнонаправленных ускорений, превышающих обычные пороговые раздражители. Различают три формы качки: вертикальную (подъём-погружение корабля), килевую (колебания вокруг поперечной оси корабля), бортовую (колебания вокруг продольной оси). На крупных судах вертикальная качка ощущается слабо, зато килевая и бортовая бывают значительными. Известен целый ряд факторов, повышающих вероятность развития морского кинетоза, к ним относятся:

  • Интенсивный характер качки. Медленная плавная качка переносится гораздо легче быстрой стремительной. Период качки (время перемещения корабля между крайними положениями) зависит от степени волнения моря, размеров, тоннажа судна.
  • Приём алкоголя, жирной пищи, переедание . Данные факторы негативно отражаются на состоянии организма, уменьшают устойчивость к качке. Спровоцировать морской кинетоз может злоупотребление пищей и алкоголем, приём газированных напитков за 1-2 дня до начала плавания.
  • Неблагоприятные воздействия окружающей среды . Вероятность возникновения морской болезни повышается при действии нескольких неблагоприятных факторов. Так, в машинно-котельном отделении корабля на моряков действуют шум, вибрация, воздух с вредными примесями.
  • Хронические заболевания. Сердечно-сосудистые патологии, желчнокаменная болезнь , хронический гастрит , нефролитиаз сопровождаются повышенной чувствительностью рецепторного аппарата поражённого органа. В результате незначительные ускорения становятся причиной бурной вегетосоматической реакции.
  • Патология ЦНС. Органические, функциональные заболевания ЦНС обуславливают гипервозбудимость, неадекватное реагирование центральных структур, воспринимающих импульсацию от периферических рецепторов. В подобных условиях усиленные статокинетические воздействия при качке легко провоцируют кинетоз.
  • Оптический фактор. Постоянно движущиеся перед глазами предметы способствуют укачиванию. Раздражение зрительного анализатора, аналогично вестибулярному, способно вызывать головокружение и тошноту.
  • Психоэмоциональное состояние . Склонность к тревожно-депрессивным состояниям, погруженность в себя, чувство страха повышают вероятность укачивания. Концентрация внимания на определённом занятии, сон помогают преодолеть кинетоз.

Патогенез

Несмотря на широкую распространённость, механизм развития патологии окончательно не изучен. Многие исследователи считают, что морская болезнь связана с реагированием ЦНС на повышенную афферентную импульсацию. Периферический вестибулярный анализатор расположен во внутреннем ухе. Рецепторы полукружных канальцев воспринимают угловое ускорение, отолитовый орган - линейное и гравитационное ускорение. Полученная информация по вестибулярному нерву передаётся в ЦНС, дополняется импульсами от проприо- и барорецепторов. Результатом обработки поступившей афферентной информации является ответная импульсация, идущая к мышцам, соматическим органам, вегетативным центрам и направленная на адаптацию организма к сложившимся условиям. Одновременно происходит возникновение множества вегетативно-висцеральных реакций, обуславливающих основные симптомы кинетоза.

Согласно теории «сенсорного конфликта» определяющее значение имеет противоречивость поступающей в ЦНС сенсорной информации. Подтверждением является усугубление симптомов в каюте, когда вестибулорецепторная импульсация свидетельствует о постоянном движении, а зрительная - об отсутствии передвижения окружающих предметов. Аналогичным образом у отдельных опытных пилотов, совершающих перелёт в качестве пассажиров, наблюдается воздушная болезнь. Привычное сочетание вестибулярной и зрительной информации в кабине пилота сменяется комбинацией идентичных вестибулярных ощущений с иной зрительной афферентацией, обусловленной обстановкой салона самолёта.

Классификация

Морская болезнь имеет вариабельные клинические проявления. Клиническая полиморфность состояния легла в основу нескольких классификаций. Ниже приведены две основные.

По преобладающим клиническим проявлениям выделяют 4 формы:

  • Нервную . В клинической картине доминирует цефалгия, тяжесть в голове, головокружение, сонливость. Возможно ухудшение зрения, слуха.
  • Желудочно-кишечную . Сопровождается тошнотой, рвотой, изменением вкусовых ощущений, чувством неприятного привкуса, понижением аппетита. В ряде случаев наблюдается непереносимость запаха табачного дыма, подгорелой пищи и т. п.
  • Сердечно-сосудистую . Характерна для людей с сердечно-сосудистой патологией. Начинается с тахикардии , повышения артериального давления, ощущения сердцебиения, аритмии . В последующем возникает брадикардия , артериальная гипотония .
  • Смешанную. Встречается наиболее часто. Клинически проявляется вариативным сочетанием симптомов различных форм.

По психическим особенностям протекания морская болезнь классифицируется на 3 варианта:

  • Астеническая . Больной подавлен, астенизирован, быстро утомляется, несколько заторможен. Фон настроения понижен.
  • Ажитированная. Отмечается излишняя говорливость, суетливость, подвижность, повышенная эмоциональность, театральность речи, вычурность движений.
  • Смешанная. Представляет собой чередование периодов астенизации и ажитации. Возможно превалирование одного варианта психической реакции.

Симптомы морской болезни

Симптоматика отличается значительной полиморфностью. Одни больные испытывают апатию, слабость, лежат на койке, другие торопливо ходят по палубе, возбуждены, крайне разговорчивы. Типичны головокружения, цефалгия, тошнота , дающая временное облегчение рвота . Может выявляться диплопия, озноб, повышенная саливация. Пациенты жалуются на отсутствие аппетита, неприятие многих запахов, изменение вкусовых ощущений. Нередки расстройства моторной функции ЖКТ: диарея, запор. Состояния укачивания крайне тяжело переносятся, сопровождаются выраженными изменениями психоэмоциональной сферы.

В лёгких случаях морская болезнь ограничивается 2-3 днями головокружения, тошноты. В тяжёлых случаях пациент бледен, лицо покрыто холодным потом, отмечается брадикардия, многократная рвота, увеличение частоты дыхания, возможны нарушения сердечного ритма, расстройство координации движений, падение давления, спутанное состояние сознания. Иногда морская болезнь имеет скрытое течение. Наблюдается астенизация, снижение работоспособности без явных клинических проявлений кинетоза. Отсутствие яркой симптоматики обуславливает невозможность своевременной диагностики скрытой формы. Подобная ситуация опасна, если заболевший член команды получает задание, требующее ответственного выполнения.

Диагностика

Диагностические мероприятия включают сбор анамнеза (отсутствие симптомов до путешествия, наличие хронических заболеваний), детализацию жалоб, оценку общего статуса, неврологический осмотр пациента. Необходимо исключить болезни желудочно-кишечного тракта, кишечную инфекцию, сердечно-сосудистые заболевания. Исследование неврологического статуса не выявляет менингеальной симптоматики, очагового неврологического дефицита, позволяет отвергнуть вероятность нейроинфекции (менингит , энцефалит). Диагностика предрасположенности к кинетозу необходима при профессиональном отборе моряков. Оценка вестибулярного анализатора осуществляется следующими методами:

  • Вестибулометрия - исследование реакции вестибулярного аппарата на различные раздражители. Проводится путём использования приборов, имитирующих воздействие различных форм ускорений.
  • Калорическая проба . Даёт представление о возбудимости лабиринта, позволяет выявить лабиринтную патологию.
  • Вращательные тесты . Требуются для определения адаптивной способности вестибулярного аппарата в условиях вращения. Осуществляются при помощи специального кресла, где располагается исследуемый.
  • Видеоокулография . Дает возможность обнаружить скрытый нистагм, свидетельствующий о субклинической патологии лабиринта.

Лечение морской болезни

Уменьшить симптомы укачивания можно, исключив усугубляющие факторы. Необходимо частое лёгкое питание малыми порциями с исключением жирного, цельного молока, газированных жидкостей. Полезно употребление воды, чая с клюквенным соком, лимоном. Облегчает состояние рассасывание леденцов, сухариков. Рекомендуется стоять на палубе, зафиксировав взгляд на линии горизонта, или принять горизонтальное положение в каюте (оптимально - заснуть). К фармпрепаратам, обладающим противоукачивающим действием, относятся:

  • Холинолитики (гиосциамин, платифиллин). Широко использовались в конце XX века, из-за выраженных побочных эффектов в настоящее время применяются ограниченно. Наиболее эффективен скополамин. Специальная аппликационная форма препарата в виде пластыря позволяет обеспечить равномерную диффузию скополамина в кровь, что значительно нивелирует побочное действие.
  • Натрия гидрокарбонат . Показал высокую эффективность против укачивания. Назначаются внутривенные инфузии, ректальные свечи.
  • Антигистаминные средства (дименгидринат, меклозин, прометазин). Блокируют гистаминовые рецепторы внутреннего уха, вестибулярных ядер, уменьшая вестибуловегетативные реакции. Хорошо переносятся, используются профилактически.
  • Психостимуляторы (мезокарб, кофеин). Назначаются в комбинации с антигистаминными/холинолитиками. Уменьшают побочный эффект в виде угнетения ЦНС.
  • Противорвотные (метоклопрамид). Необходимы для купирования многократной рвоты.
  • Ноотропы (аминофенилмасляная кислота, пирацетам). Повышают адаптивные возможности ЦНС, улучшают церебральный метаболизм.
  • Комбинированные фармпрепараты. Представляют собой сочетание нескольких однотипных фармпрепаратов (скополамин+гиосциамин), средств различного механизма действия (антигистаминный препарат+психостимулятор).

Прогноз и профилактика

Морская болезнь проходит при прекращении качки. У некоторых пациентов слабость, головокружение сохраняются несколько дней. Мерами профилактики кинетоза являются исключение провоцирующих факторов, тренировка вестибулярного аппарата, профилактическая фармакотерапия. До плавания и в течение путешествия рекомендуется отказаться от приема газированных/алкогольных напитков, ограничить курение, избегать переедания, перегревания на солнце, слежения за мелькающими предметами. Повышению устойчивости к укачиванию способствует регулярная физическая нагрузка. Вестибулярную тренировку обеспечивают упражнения с поворотом головы, вращениями, спортивные игры (футбол, волейбол), занятия танцами, аэробикой, акробатикой. Медикаментозная профилактика проводится антигистаминными препаратами. Заблаговременное повышение адаптивных способностей нервной системы осуществляется путём проведения курсовой терапии адаптогенами, средствами, улучшающими церебральную гемодинамику, нейропротекторами.

Улыбающаяся стюардесса пожелала вам приятного полета, вы удобно устроились в кресле, настроившись на приятный отдых, но не тут-то было! Как только самолет начал набирать высоту, к горлу подкатил приступ тошноты. У этого состояния есть много названий – воздушная болезнь, синдром укачивания, кинетоз, вестибулопатия… К счастью, способов справиться с ним еще больше, чем вариантов диагноза, главное, чтобы вы о них знали!

Все дело в слабости вестибулярного аппарата. Расположенный во внутреннем ухе, он чутко реагирует на изменение положения тела в пространстве. А поскольку он тесно связан с центрами парасимпатической нервной системы (подкоркового отдела ЦНС, управляющей функциями внутренних органов), их возбуждение вызывает так называемые вегетативные реакции – тошноту, потливость, снижение артериального давления, ведущее к слабости, бледности и головокружению.

Например, если они недавно переболели гриппом и другими инфекциями, сели в самолет невыспавшимися, переутомленными, выпили спиртного, чересчур плотно поели на дорогу или обезводились от жары, а утолить жажду не успели. Порой под маской "укачивания" может скрываться неврологическая патология, особенно, если оно раньше вас не беспокоило и вдруг возникло в полете. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом и пройти назначенное им обследование.

11 способов избежать укачивания
1. При регистрации на рейс попросите посадить вас на передние ряды или в районе крыла – чем ближе к хвосту, тем выше вероятность развития кинетоза.

2. Поешьте за 1,5–2 часа до начала поездки. В полете ограничивайтесь небольшими порциями и отказывайтесь от спиртных и сладких напитков – они обезвоживают организм и способствуют возникновению тошноты. К тому же результату ведут соленые орешки, чипсы, попкорн – постарайтесь обойтись без них!

3. Пейте больше жидкости, лучше – с кислинкой: минералки без газа с лимоном, апельсинового, грейпфрутового или томатного сока, зеленого чая.

4. При взлете и посадке сосите леденцы с витамином С или жуйте мятную жвачку – ее вкус плюс легкая кислинка и размеренные движения челюстей снимают неприятные симптомы.

5. Попросите у стюардессы бумажный пакет и дышите в него, когда к горлу подкатит тошнота. Содержащийся в выдыхаемом воздухе углекислый газ снимает такие приступы.

6. Сосредоточьте взгляд на какой-то одной точке внутри салона спереди от вас. В иллюминатор не заглядывайте – от этого тошнота может усилиться, так что лучше закройте его шторкой. Чтение тоже ведет к тому же результату. А вот телевизор посмотреть можно, если в полете предлагается такая услуга – это отвлекает. Если нет – включите плеер с приятной музыкой и закройте глаза. Ну, или просто вздремните, чтобы было легче перенести полет.

7. Откиньтесь в кресле, когда стюардесса разрешит это сделать, и включите маленький вентилятор над головой: прохлада и полусидячее положение помогают привести вестибулярный аппарат в порядок!

8. Капните на платок или специальный глиняный медальон немного эфирного масла жасмина, розы, аниса, лимона или нероли, эффективных против укачивания, и периодически вдыхайте целебный запах.

9. Снять неприятные ощущения помогает и такой прием. Постарайтесь дышать ровно и глубоко. На выдохе нажимайте 10–20 секунд указательным, средним и безымянным пальцами на точку под грудиной, соответствующую солнечному сплетению.

10. Контролируйте дыхание – это уменьшает симптомы укачивания. Сосчитайте до 10, затем медленно выдохните воздух носом, задержите дыхание и выдохните воздух через ноздри, после чего потянитесь всем телом. А теперь сделайте 5 свободных вдохов, расслабляя мышцы живота. Затем глубокий вдох и такой же глубокий выдох. Повторите упражнение 4 раза, во время каждого дыхательного цикла напрягая на вдохе и расслабляя на выдохе одну из мышечных групп: сначала – мускулатуру ног, потом – рук и верхней части туловища, после этого – челюсти и в последнюю очередь – брюшной пресс.

11. Полет всегда превращается для вас в серьезное испытание? Поговорите об этом с терапевтом или неврологом. Возможно, он посоветует вам принимать перед поездкой витамины С и В6, церукал, аэрон, авиа-море, драмину, вертигохель, кинедрил или другой препарат от укачивания.

Точечный массаж
Чтобы избавиться от тошноты и головокружения, массируйте надавливающими движениями каждую из парных точек.

Первую пару точек вы обнаружите там, где проведенная через соски линия пересекает внутренние края молочных желез.

Вторая пара расположена на обеих руках в ямочках между указательным и большим пальцами на тыльной стороне ладони.

Чтобы найти третью пару, положите растопыренную ладонь на согнутое колено: сбоку от него ваш безымянный палец обнаружит углубление, на которое нужно нажимать несколько раз подряд на обеих ногах сразу.

Четвертую пару ищите так: положите на стол левую руку ладонью вверх, а на нее – правую ладонью вниз, чтобы основание четырех пальцев правой руки пришлось на сгиб левой кисти. Массируйте точку, в которую упрется безымянный палец, а потом повторите на другой руке.

Домашняя профилактика
Вас постоянно укачивает в самолете, а врачи никакой патологии не находят? Значит, ее и нет – просто у вас нетренированный вестибулярный аппарат. Его можно привести в порядок с помощью специальных тренажеров – вроде тех, в которых помещают будущих космонавтов для подготовки к полетам. Такие занятия проводятся в поликлинике под наблюдением врача, а вот делать упражнения для повышения устойчивости вестибулярной системы можно и дома.

Плавайте в бассейне, ныряйте, играйте в баскетбол, волейбол и теннис, каждый день выходите на пробежку.

Морская болезнь , кинетоз или болезнь движения - ощущение тошноты и «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте , но и в автомобиле , автобусе , поезде , самолёте , притом сила проявления болезни зависит от силы укачивания, и чаще всего ныне с морской болезнью сталкиваются при езде в автомобилях, особенно если в это время читать или смотреть в телефон. Иногда с ней сталкиваются дети при долгом качании на качелях (так называемая «качельная болезнь»).

Женщины чаще страдают от морской болезни, чем мужчины. Но больше всех от морской болезни страдают дети от 2 до 12 лет (в этом возрасте укачивает 58 % детей). Примерно 5-10 % населения страдают от морской болезни на протяжении всей своей жизни. Хотя в особенно неблагоприятных условиях (при сильной качке) укачать может любого, даже бывалого моряка.

Причины морской болезни

Причины морской болезни до сих пор являются предметом научных исследований. Согласно теории В. И. Воячека , ведущая роль в возникновении укачивания принадлежит рецепторам вестибулярного аппарата . Эти рецепторы реагируют на изменения движения тела и передают сигналы о силе и характере этих ускорений в мозг .

Другая причина морской болезни - конфликт между сигналами, которые поступают в центральную нервную систему из вестибулярного аппарата и органов зрения . Например, такой конфликт может возникнуть в момент качки, когда человек находится внутри корабля или вагона поезда и не видит горизонт . Вестибулярный аппарат регистрирует повторяющиеся движения, а глаза видят неподвижные предметы.

Предотвращение морской болезни

  • Перед посадкой в транспорт желательно выпить теплого чая. И если отправление у вас вечером, то утром не отказывайте себе в воде. А вот перед самым отправлением не пейте много воды, потому что жидкость внутри вас будет переливаться. После начала движения, наоборот, стоит открыть бутылку и пить воду маленькими глотками, шансы на укачивание уменьшатся.
  • Во всё время путешествия пища , которую употребляет человек, страдающий морской болезнью, должна быть легко усваиваемой организмом.
  • Следует приспосабливаться к колебательным движениям судна или поезда .

Как только судно пристает к берегу или входит в реку , морская болезнь обычно или совсем исчезает, или значительно облегчается. То же самое происходит, когда поезд набирает или замедляет ход или подъезжает к станции. Во многих случаях уже на твёрдой земле ещё довольно длительное время продолжаются головокружения .

  • Также среди моряков распространён приём сосания спичек . Следует достать две спички из коробки и, вставив между зубов, посасывать - это облегчает течение морской болезни. Спички не следует вставлять серными головками в рот, это, наоборот, усилит тошноту.
  • Смотреть на горизонт . Причиной тошноты считается несоответствие поступающих сигналов от вестибулярного аппарата и органов зрения . Обращение внимания на заведомо неподвижные предметы (на море чаще всего это линия горизонта, на железной дороге - лес и линия горизонта на поле) помогает привести их в соответствие.
  • Перебирайте ногами или сидя стучите ногами по полу с пятки на носок и т. п., как будто едете на поезде. Данные движения сведут к минимуму несоответствие сигналов от зрения и вестибулярного аппарата в мозг. Ваш вестибулярный аппарат будет передавать сигналы в мозг, как будто вы идёте по земле, а зрение будет подавать, хоть и незначительные, но сигналы движения (если не смотреть в одну точку).
  • Также хорошим лечением будет обычный сон в/на транспортном средстве.

Профилактика морской болезни

  • Примерно за две недели до выхода в море или путешествия по железной дороге следует прекратить употреблять жирную пищу, алкоголь, газированные напитки, кока-колу. Начать выпивать не менее двух литров жидкости в день.
  • Следует в умеренных количествах употреблять продукты, содержащие витамин С, калий и минеральные вещества: конфеты, имбирное печенье, фрукты, чёрный шоколад, сухари.
  • Если необходимо, то нужно спуститься в каюту, лечь и закрыть глаза. Если вы едете на поезде, то нужно пройти в купе, лечь в постель (на полку) и также закрыть глаза. Наиболее оптимально - заснуть.
  • Согласно исследованиям специалистов НАСА возможна предварительная адаптация к симптомам морской болезни с целью их предупреждения во время выполнения ответственных заданий. Эксперименты с адаптацией к реверсии или инверсии поля зрения человека показали возможность предварительной адаптации человека к конфликтам зрительного анализатора с другими сигналами, поступающими в вестибулярную систему. Таким образом, специалисты НАСА подтвердили рекомендации Хьюберта Долизала, занимавшегося исследованием адаптации к оптическим трансформациям поля зрения. Рекомендации заключались в предварительной тренировке астронавтов, лётчиков и людей других специальностей, деятельность которых связана с вестибулярными конфликтами, с помощью инвертоскопа - прибора для инверсии поля зрения.
  • При необходимости можно прибечь к употреблению лекарственных препаратов, предупреждающих «морскую болезнь», например, дименгидринат (торговые названия - «Драмина», «Сиэль», «Дедалон», «Дэдалон», "Novago" и др.)

Напишите отзыв о статье "Морская болезнь"

Примечания

Литература

  • Финкельштейн Л. О. Болезнь морская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Морская болезнь

– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.

 

 

Это интересно: